«Воровство» или «умыкание» невесты — часть обрядов многих национальностей, представители которых проживают в Казахстане. Однако эта традиция противоречит законам республики и грозит «умыкателю» уголовной ответственностью. Парадокс в том, что несмотря на известные всем случаи воровства невест (против воли этих самых невест), в правоохранительные органы никто не обращается.
Важно объяснить: открыто говорить на тему принудительных браков никто не хочет. Ни женихи, ни невесты, ни чиновники.Поэтому имена наших героев изменены или полностью скрыты.
Айгуль М. (село в Алматинской области)
— Я познакомилась со своим будущим мужем, когда шла домой с танцев. Он был на восемь лет старше меня. Когда я закончила 9 классов, он меня насильно похитил. В нашей деревне считается позором вернуться в дом после того, как «родители покрыли голову платком». Его семья не любила меня, и его мать превратила мою жизнь в кошмар. Они не позволили мне идти в 10-й класс, говоря: «3ачем ты учишься? Теперь ты замужем и должна служить своему мужу». Я не любила его, но не могла сопротивляться. Он применял ко мне физическое насилие. Когда его семья узнала, что я беременна, никто не оказал мне никакой помощи, и я продолжала выполнять вся работу по хозяйству. Но 6-м месяце беременности у меня случился выкидыш из-за постоянных стрессов и невыносимых нагрузок. После выписки из больницы мои родители вернули меня домой, а через месяц я развелась с мужем. Теперь у меня все хорошо, и я вспоминаю свой брак как страшный сон…
Эксперты убеждены, ранние и принудительные браки пагубно влияют на физическое, психологическое здоровье девочек и их социальное благополучие. Помимо этого, оказываясь в такой ситуации, они, как правило, автоматически лишаются возможности получать образование. По данным исследований ряда НПО, чаще всего с малолетней женой обращаются, как с бесправным человеком, не позволяя ей даже думать об учебе и работе. Предполагается, что она должна беспрекословно обслуживать семью, родственников мужа, а в случае отказа или сопротивления, ее ждут побои и унижения. Изнасилование в детских браках — обычное явление.
Гульнара, жертва раннего брака:
— Мне было 15 лет, когда я вышла замуж. Меня насильно выдали замуж, засватали, за меня заплатили калым и отец меня отдал. Отцу было материально тяжело. Я даже не знала жениха. Я не была готова к замужеству, я и не знала, что это такое. Но жить было трудно, еле находили деньги на пропитание, а у меня еще три младших брата. Самый младший должен был пойти в школу, ему надо было учиться.
Дарига, жертва раннего брака:
— Свекровь, когда обозлится, могла кинуть в меня посуду, если вдруг я что-то не так поставила или не так взяла… Муж всегда был нервный, недовольный: то я недосолила, то я пересолила. Мог ударить из-за этого. Если он меня захотел, мог задрать юбку и сделать все, что хочет, как животное. Я считала, так должно быть.
Карина, жертва принудительного брака:
— У нас даже нет нормального взаимопонимания. Он относится ко мне, как к вещи. Калым отдал, расплатился; я — их вещь, их игрушка.
— Поддержали бы вы ваших детей в их желании выйти замуж в то же возрасте, что и вы?
— Нет, я постараюсь не допустить этого. Рано выходить замуж в таком возрасте! Я рада, что у меня два сына, я не хочу дочку, потому что и ее заставят выйти рано замуж. Я сама на все это насмотрелась. Это все со мной происходит до сих пор.
Еркен, чиновник, Алматинская область:
— Малолетние невесты не сформированы психологически для брака, их родители фактически перекладывают всю ответственность на мужа (экономическую, социальную). Юные супруги недостаточно защищены, отсутствие образования и неинформированность по правовым вопросам мешает им обращаться куда-либо за помощью. Встречаются случаи суицидов.
Девочку отдали замуж в 15 лет, но она не любила мужа, из-за чего сильно страдала. Семья мужа эксплуатировала ее, заставляла работать в саду, по дому и т. д. В 21 год у нее было уже трое детей, она призналась, что ее бьет не только супруг, но и его родные. Она была, по сути, рабыней в той семье. Когда она обо всем рассказала своей матери, та сказала, что надо терпеть, если она хочет жить в семье, и что ее тоже муж бьет. В итоге эта девочка повесилась.
Женщины, не состоящие в зарегистрированном браке, в случае развода сталкиваются с трудностями в оформлении документов на имущество, не могут претендовать на алименты, если не установят отцовство. Хотя законодательство РК позволяет сделать это, на практике это очень сложно осуществить. Походы по судебным инстанциям, сбор доказательств, оплата пошлин… Со всем этой юной женщине, находящейся, как правило, в изоляции и без поддержки, справиться практически невозможно.
А в сельской местности за помощью и поддержкой обращаться просто некуда. Даже когда о случаях насилия становится известно, защитить жертву или наказать виновных лиц часто не удается. По словам силовиков, насильникам довольно легко уйти от ответственности, потому что неопровержимые доказательства насилия получить трудно, а косвенные — не учитываются.
По сведениям МВД РК, за последние 2 года к уголовной ответственности за «кражу невесты» ( в соответствии со статьей 125 УК) не был привлечен ни один человек, хотя только за 3 месяца 2012 года только в департаментом внутренних дел по ЮКО было зарегистрировано шесть обращений по случаям кражи несовершеннолетних.
Эти обращения развития не получают, семьи жертвы заявления забирают. Чаще всего вопрос решается запугиванием девочки, которая в случае огласки становится жертвой осуждения со стороны окружающих. Даже если семья обратится в правоохранительные органы, она столкнется с болезненным бюрократическим процессом, полным унижения. Вот почему жертва и ее семья не решаются связаться с полицией на ранней стадии. Но в дальнейшем ситуация становится только хуже: изнасилование, насилие, беременность, психологическая травма.
Любопытно, что в селах терпимо относятся к традиции похищения невесты, в то время как в городах ее осуждают. Соцопрос школьников в возрасте 12-18 лет в Алматы и трех сельских районах Алматинской области показал:
По мнению профессора Аманжола Калыш, причины популярности традиции умыкания невесты кроются в следующих факторах: