Внешний долг Казахстана достиг отметки в 150 млрд долларов. В мировом рейтинге «должников» наша страна занимает 14-е место среди 148 государств. Только за последние полгода долг республики увеличился на 427 млрд тенге. По мнению экономиста Магбата Спанова, это происходит из-за отсутствия инвесторов внутри страны.
— Есть много факторов увеличения внешнего долга Казахстана. В первую очередь это недостаток инвестиционных ресурсов. Причиной этого могут быть существующие нерешенные проблемы, но для их решения нам тоже требуются инвестиции. К сожалению, внутренние инвесторы, как класс, в Казахстане фактически отсутствуют. Поэтому мы вынуждены занимать деньги на международных рынках. Это, конечно, накладывает отпечаток на внешний долг Казахстана. Но в целом такое увеличение нам не страшно. 427 млрд тенге — не такая уж большая цифра, если перевести ее в доллары с учетом девальвации. Ведь фактически внешний долг практически соответствует объему нашего ВВП.
— Но ведь общий долг страны более 5 трлн тенге, разве это не много?
— Есть же несколько видов долга: общий, государственный и внутренний. Исходя из того, что у нас есть, эта сумма не очень большая. Но все относительно.
— А почему мы не можем использовать наши внутренние запасы и не занимать деньги?
— Я думаю, что правительство боится пускать часть денег в оборот внутри страны. Учитывая непрозрачность принятия решений и неэффективность управления, эти деньги могут быть, грубо говоря, «проедены».
— Что касается инвестиций — в Казахстане будет создан благоприятный климат для появления внутренних инвесторов?
— Пока мы экономическую систему не поменяем, пока власть и собственность не будет разделена, у нас не будет нормальной инвестиционной составляющей для внутренних инвесторов. Видите ли, с точки зрения права и экономики, внутренние инвесторы должны составлять около 80% из общего объема инвестиций. Но у нас пока идет приоритет в сторону привлечения иностранных инвестиций. В Казахстане, конечно, образован совет внутренних инвесторов, но к сожалению, законодательная база их не стимулирует. Поэтому нашим бизнесменам эти деньги легче выводить в теневой сектор или направлять на потребление.
— Сколько еще Казахстан займет денег до конца года?
— По суммам ничего не могу сказать. На увеличение внешнего долга может повлиять мировая конъюнктура. Внутренние обязательства государства связанные с социальной политикой. Ну и, в-третьих, международные конфликты, которые могут повлиять на главный фактор обеспечения нашего бюджета — нефтегазовый сектор.
— А конфликт между Россией и Украиной не повлияет на нас?
— Напрямую нет. Казахстан отказался присоединится к санкциям, по крайней мере, до 1 января 2015 года. Мы же планируем вступать в ВТО, соответственно, у нас свои интересы. По большому счету, товарооборот с Украиной не очень большой, но в то же время она остается важным участником для экономики Казахстана в плане обеспечения военной промышленности, космических программ. Последствия будут у России.
— А может ли внешний долг Казахстана уменьшится?
— Такое, конечно, возможно, но на это нужна политическая воля. Определенное затягивание поясов, выяснение точечных приоритетов для развития экономики. Но на это пока нет акцента. И если не вдаваться в подробности, а вот так объяснять на пальцах, то квазипоказатели развития экономики государства зависят от уровня ВВП на душу населения. Уменьшение внешнего долга скажется на уровне ВВП. И как потом государство будет отчитываться перед населением, почему мы не живем в земле обетованной?! Почему у нас не построено общество всеобщего благоденствия? Поэтому государство не пойдет на это. Здесь уже политические причины лежат. Хотя самое главное правило для любого бизнесмена, а тем более для государства, это — умение жить по средствам. Доходы и расходы должны быть аналогичными. Но мы, к сожалению, этого делать не умеем.