Сегодня 300 000 детей в Казахстане имеют все шансы попасть в детдома. Система профилактики отказов от детей и работы с проблемными семьями в стране не работает. Вместо этого государство предпочитает «лечить» последствия: финансировать детдома. Хотя есть и альтернатива.
Факты таковы: государство вкладывает огромные средства на содержание детей в детдомах, и практически не поддерживает неполные, многодетные и неблагополучные семьи.
Такой подход государства к проблеме, по мнению общественников, следствие зашоренности взгляда. Рекламная кампания усыновления, говорят они, это, конечно, хорошо, но ведь если стимулировать людей, помогать им сохранять семью, то и не будет тех, кого надо усыновлять.
По официальной статистике, в категории риска сейчас находится например 30 000 детей. Это дети, которые растут в неблагополучных семьях. Более 140 000 детей в Казахстане — с ограниченными возможностями. Это тоже группа риска для отказа. Около 130 000 живут в многодетных семьях. Итого, до 300 000 детей сейчас находятся в группе риска. По сути, это дети, которые стоят «на пороге» институтов опеки. Малейший кризис в стране может спровоцировать отказ родителей от своих детей.
— В семье ребенку в любом случае лучше, чем в детском доме, — заявляет Шолпан Байболова, руководитель Центра развития «Семейная Академия». — Весь цивилизованный мир живет по другой системе, когда считается, что содержание в детских домах равносильно жестокому обращению с детьми. Но Казахстан хоть и присоединился к международной конвенции, прописал в Кодексе о браке и семье приоритет семейного воспитания перед интернатным, но всерьез это никто не воспринимает.
— Но родители тоже бывают разные. Ведь у большинства детей из детдомов родители, мягко говоря, не благонадежные…
— Вопрос в том, что у нас не существует системы профилактики, — объясняет Шолпан. — То, что родители неблагонадежные, это в большей степени стереотип. Не нужно считать, что у всех детей из детдомов родители — алкоголики и наркоманы. Почему семья распалась и ребенок оказался в интернате? На самом деле ситуации и причины очень разные. Это только часть случаев, когда родители алкоголики или наркоманы. И даже если это так, это не значит, что ребенок виноват и должен жить в детском доме. Для этого существуют другие формы опеки. Существуют патронат и попечительство. Существуют дома семейного типа, где с приемными родителями могут жить до 10-ти детей. И они очень даже хорошо себя там чувствуют. В любом случае, любому ребенку нужна индивидуальная забота. Никакой интернат, никакой детдом не заменит этого внимания. И в семье он может развиваться, когда ему уделяется внимание. А в детском доме дефицит этого.
— А какой Вы видите выход из сложившейся ситуации?
— Наше движение «ребенок должен жить в семье» сейчас над этим работает. Необходимо развивать систему профилактики, т. е. систему специальных социальных услуг, ориентированных на семью с трудной жизненной ситуацией. Специальные социально-психологические службы должны оказать этой семье поддержку. Зачастую ведь семью можно реабилитировать и ребенка вернуть, и это приоритетная задача. А если это невозможно, тогда ребенку необходима замещающая, приемная семья. Это очень простой механизм, он работает по всех социально ориентированных государствах. И нам не мешало бы эту систему внедрить.
На июнь 2014 г. в Казахстане зарегистрировано детей-сирот:
Есть дети, у которых родители живы, но не могут заботится о них. Например, находятся в местах лишения свободы. И вот такие дети не могут быть усыновлены, а только переданы на временное воспитание, и оно никак не финансируется. Получается, государство лишает помощи этих детей и их родственников. Проще сдать такого ребенка в детдом, чем брать на себя груз его обеспечения. По мнению экспертов, пока государство занимается такой профилактикой, беспризорников меньше не станет.