В середине июня министр нефти и газа Узакбай Карабалин заявлял, что в Казахстане нет критической ситуации с нефтепродуктами – запас составляет более 200 тыс. тонн. Однако в Алматы на автозаправочных станциях ТОО «Газпромнефть-Казахстан» введены ограничения на продажу бензина АИ-92. В одни руки отпускают не больше 20 литров. И это отнюдь не желание компании создать ажиотаж и подзаработать на нем.
Одной из основных причин усиливающегося дефицита топлива стал совместный приказ министерства нефти и газа (МНГ) и министерства транспорта и коммуникаций (МТК), согласно которому утвержден график поставок нефтепродуктов из России на 2014 год, и весь объем этих поставок, как и в прошлом году, осуществляется единым оператором. Но, если в прошлом году это был триумвират компаний: «Petroleum Opereting», «Petrosun» и «ҚазМұнайГаз Өнімдері», то в этом – только последняя из них.
Казахстан в мае квотировал ввоз бензина, а с 20 июня ввел конвенционный запрет на импорт дизельного топлива из России для всех получателей, кроме госкомпании «ҚазМұнайГаз Өнімдері». К каким негативным последствиям привела эта, обусловленная благими намерениями обеспечить стабильность на внутреннем рынке и регулирование импортных оптовых поставок нефтепродуктов, прошлогодняя монополизация единым оператором права на импорт российского топлива все, кроме, по-видимому, профильных ведомств, прекрасно помнят.
Пользуясь своими эксклюзивными правами на ввоз российского топлива, компании триумвирата закладывали маржинальные доходы, не позволяющие розничным АЗС работать без убытков. Обеспечить ввоз ГСМ в установленных объемах единый оператор тогда не смог, но за период действия ограничений на импорт российского бензина — с 24 мая по 1 ноября 2013 года – преуспел в создании топливного дефицита, что привело к росту стоимости бензина Аи-92.
Ликвидировать дефицит бензина удалось только после вмешательства Агентства РК по защите конкуренции (АЗК), отменившего решение о «выборе» единого оператора как незаконное и снявшего ограничения на импорт топлива из России. Тем не менее, в этом году при утверждении «ҚазМұнайГаз Өнімдері» единым оператором были повторены все прошлогодние нарушения законодательства. С заявлением об этих нарушениях объединяющая розничные АЗС страны Казахстанская топливная ассоциация (КТА) вновь обратилась в АЗК.
Однако на этот раз в АЗК, видимо, «позабыв» свое прошлогоднее решение, отказываются рассматривать правомерность и обоснованность назначения единого оператора. В АЗК утверждают, что «ҚазМұнайГаз Өнімдері» назначен единственным импортером нефтепродуктов из Российской Федерации постановлением правительства РК, но поскольку правительство не является государственным органом, то его действия не могут быть рассмотрены АЗК на предмет наличия либо отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства».
Несмотря на складывающуюся кризисную ситуацию, чиновники из министерства нефти и газа полагают, что «в настоящее время на внутреннем рынке нефтепродуктов установлен определенный порядок и стабильность, преодолена проблема дефицита нефтепродуктов, исключена цепочка посредников, нефтебазы и АЗС Республики Казахстан имеют постоянный запас продукции, регулярно пополняемый по мере необходимости. Увеличение сезонного потребления происходит без резких скачков цен». Однако эти бравурные заявления противоречат фактам.
КазТАГ, ссылаясь на информированный источник в правительстве, сообщило о предстоящем повышении цен на топливо: с 1 августа стоимость литра бензина АИ-92 поднимется на 30 тенге, АИ-80 – на 33 тенге, дизельного топлива – на 28 тенге.
Удивляться этому не приходится. Еще 8 апреля 2014 года в адрес Казахстанской топливной ассоциации поступило письмо от ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» № 23-06/735, в котором компания предлагала бензин российского производства марки Аи-92 по 103 тенге без учета хранения. А ведь с учетом всех налогов на пограничном переходе стоимость литра этого топлива составляла 89 тенге. Таким образом, уже тогда розничные АЗС вынуждали платить за посредничество ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» от 40 долларов и выше за тонну.
Напомним, что еще в марте прошлого года было принято решение о необходимости регулирования оптовых цен на ГСМ и о внесении МНГ соответствующих изменений в Закон РК «O гocyдapcтвeнном рeгyлировании производства и o6opoтa oтдельных видов нефтепродуктов». Но, как следует из заявления МНГ, «государственное регулирование оптовой цены нефтепродуктов окажет негативное влияние на текущую ситуацию на внутреннем рынке». Похоже, что ведомство не намерено вводить контроль за оптовыми ценами, тем самым позволяя оптовым поставщикам безнаказанно ими манипулировать.
Результаты существующей системы «управления» топливным рынком страны оптимизма не внушают. Во-первых, в начале мая топливо невозможно было купить на некоторых заправках в Восточно-Казахстанской области. Во-вторых, с 25 июня на плановый ремонт остановлен Павлодарский НХЗ, что, исходя из предыдущего опыта, позволяет прогнозировать возникновение дефицита топлива и последующий скачок цен на него.
В-третьих, пока АЗК занимается отписками, единый оператор, как и в прошлом году, с поставленной задачей обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами не справляется. В частности, в июне вместо предусмотренных графиком 118 тыс тонн им осуществлен завоз лишь 20 тыс тонн светлых нефтепродуктов.
Вместе с тем многие компании, занимающиеся розничной реализацией ГСМ лишены (как и «Газпромнефть-Казахстан») возможности самостоятельно ввозить нефтепродукты из России, а региональными акиматами (в том числе и акиматом г.Алматы) их заявки на получение моторного топлива не редко выполняются не полностью. Более того, на совещании в МНГ представитель областного акимата по ЮКО сообщил, что компаниям «Газпромнефть» и Sinooil объемы топлива распределяться не будут. Непрозрачность распределения квотированных объемов ГСМ управлениями предпринимательства областных акиматов нередко оставляет АЗС без капли горючего.
И это понятно. Морально и технологически устаревшие отечественные нефтеперераба-тывающие заводы не в состоянии полностью обеспечить потребности внутреннего рынка в высокооктановом топливе ни по объемам, ни по качеству. Впрочем, тоже самое, можно сказать и о дизельном топливе. Дефицит покрывается их импортом из России. Однако доля импорта этих регулируемых видов топлива, несмотря на все административные потуги властей ее сократить, постоянно растет. В дефиците оказывается даже бензин Аи-80.
нефтепродукты |
тыс. тонн |
% от потребности |
2011 год |
||
Аи92 |
694 |
30 |
Аи80 |
159 |
19 |
ДТ |
330 |
8 |
2012 год |
||
Аи92 |
1029 |
35 |
Аи80 |
226 |
20 |
ДТ |
435 |
9,3 |
2013 год |
||
Аи92 |
1014 |
37 |
Аи80 |
156 |
16 |
ДТ |
702 |
15 |
Источник: МНГ
Упорное использование профильными ведомствами старой колеи не оправдавших себя решений (в частности, назначение единого оператора) приводит к выводу, что они защищают не столько рынок, сколько «избранных» крупных трейдеров (причем неясность критериев «избранности» этих структур вызывает вполне закономерные вопросы). Розничные же АЗС, которые на этот период лишаются возможности свободного закупа топлива, вынуждены либо ограничивать его продажу, либо вообще закрываться. Помимо всего прочего, ограничение импортных поставок позволяет отечественным НПЗ избегать конкуренции с российскими производителями в вопросе повышения качества топлива. Тем самым затягивается процесс модернизации их собственного производства.