В Казахстане на АЗС торгуют грязным бензином — в прямом значении этого слова. Сервисные центры известных автобрендов доказывают своим клиентам, что причина, по которой ломается топливная система в новых авто, всего одна – грязь в топливе.
В начале весны этого года министр нефти и газа Узакбай Карабалин заявил, что цены на ГСМ в Казахстане не вырастут. Цены на бензин действительно не выросли (подорожал только дизель – ред.). Но качество топлива упало, по крайней мене, в Алматы. Сотрудники специализированных сервисных центров и пунктов технического обслуживания свидетельствуют, что в городе реализуется откровенно грязные нефтепродукты, которые приводят к выходу из строя элементов топливной системы в первый год эксплуатации автомобилей.
– Месяца три назад начался завал, сейчас немного на спад пошло, – говорит начальник производства сервисного центра Nissan, Андрей Попов. – На фотографии хорошо видно – новый Nissan Patrol, с пробегом 1 тыс. км, пластик абсолютно новый, внешне все пристойно, но наполнитель внутри забит очень мелкой фракцией грязи (см. фото). Причем привязки в какой-то определенной заправочной станции нет.
Если раньше некачественным бензином торговали в основном на АЗС мелких компаний, то теперь растет число претензий к главным игрокам нефтерынка. Владельцы новеньких и дорогих авто производства стран ЕС и Японии уверяют, что заправляются только качественным топливом на крупных заправках.
Как уверяют специалисты, чем больше грязи в баке, тем меньше времени будет работать бензонасос. Первый сигнал – ухудшение работы свечей зажигания. Дальше нарушается работа всей топливной системы: забивается фильтр-сеточка и фильтр тонкой очистки, повышается нагрузка на бензонасос, забиваются форсунки. Потом начинаются проблемы катализатора. Что, в конце концов, приводит к износу всего двигателя.
С другой стороны, все заправки сейчас оборудованы фильтрами. Они останавливают значительную массу ржавчины и грязи на колонках, но все же многое пропускают.
Автомеханики рассказывают истории о том, как к ним дважды в год с жалобами на плохую работу топливной системы своего нового джипа приезжал чиновник, в чьи служебные обязанности входит контроль за качеством топлива. Или как владелец АЗС заправляется через лейку с сеточкой.
– Жалобы на «грязный» бензин идут в основном от современных машин последних годов выпуска, – говорит директор независимого центра экспертизы нефтепродуктов Organic Акмарал Калмуратова. – В Казахстане нефтеперерабатывающие заводы пока еще не имеют новых технологий и современного оборудования, с помощью которого могли бы изготавливать качественный бензин евро-3, 4 и 5. Мы производим бензин евро-2, который не подходит для новых авто. К тому же, у нас системы контроля качества на государственном уровне, мы не знаем реальной картины качества ввозимого топлива.
Кроме того новые «железные кони» иностранного производства оказались не приспособленными и к приему «убойных коктейлей», которые мешают заправщики, повышая октановое число.
– В основе производства бензина лежит технология добавления присадок, повышающих октановое число топлива, – говорит Андрей Попов. – Подобных присадок существует огромное множество. Стоит отметить тот факт, что наша страна осталась одной из немногих в мире, использующих ферроценовые присадки. Проблема в том, что ГОСТ, разрешая использование ферроценов в топливе, не регламентирует их максимальную величину, чем собственно и пользуются недобросовестные заправщики, стремясь получить максимальную прибыль. В развитых странах такие присадки запрещены, поскольку от них сильно страдают моторы. После применения бензина с ферроценами на свечах образуется ярко-красный нагар — автовладельцы называют его «красная смерть», который свидетельствует о переизбытке в топливе железа.
Кстати, автопроизводители в курсе «особого» качества нашего топлива. Поэтому рекомендуют менять свечи, масло и пр. гораздо чаще, что сильно увеличивает стоимость владения автомобилем. К примеру, иридиевые свечи, по утверждению производителей, в Европе способны «ходить» без замены порядка 90 тыс. км, в США – 100 тыс. миль, то есть 168 тыс. км. А в нашей стране пробег на подобных свечах не превышает 20 000 км.