365info.kz проводит ревизию в казахстанском спорте и выясняет: какими суммами премируют наших атлетов.
29 июня в Астане состоится один из важнейших турниров года – финал по казакша курес «Казакстан Барысы». Кроме спортивной интриги, состязание привлекает внимание еще и огромными призовыми: так победитель получает 150 тысяч долларов. Это сопоставимо с той суммой, что выплачивает государство спортсмену за олимпийское «серебро». Вот только в отличие от Олимпиады «Казакстан Барысы» проводится ежегодно.
— Одна из наших основных задач — превратить национальную борьбу в ремесло, которое будет кормить семью борца, так как было издревле на нашей земле, — поясняет автор идеи проведения «Казакстан Барысы» Арман Шураев. – В древности ханы проводили грандиозные соревнования и победитель получал слиток золота. Поэтому ничего нового мы не придумали, лишь возродили старые традиции, с учетом сегодняшних реалий.
Организаторы турнира по казахской национальной борьбе регулярно выслушивают самые разные претензии в свой адрес. Одна из них в том, что сумма призовых трем спортсменам указывается в долларах.
— Наш приз лучшим палуанам не должен девальвироваться, — объясняет Арман Шураев.
Всего за четыре года борцы из казакша курес вышли на совершенно иной уровень заработков. Победители отборочных турниров получали в своих регионах от 1500 $ до 5000 $. Но, разумеется, триумфатор финальных состязаний заработает намного больше. Первый чемпион «Казакстан Барысы» Улан Рыскул ежемесячно получал от акимата Кызылординской области 500 тысяч тенге. Такой оклад у него был целый год – до второго турнира.
Кровно заинтересованы в успехе своего борца и личные тренеры. Наставник палуана-чемпиона раньше становился богаче на 50 тысяч долларов. С этого года тренерская премия существенно урезана: 20 тысяч $.
4 февраля 2014 года в казахстанском спорте произошло знаковое событие, которое, правда, не получило должной огласки. Дело в том, что в этот день было опубликовано постановление правительства РК о сумме премиальных за высокие спортивные результаты.
Главным итогом стала смена финансовых приоритетов. Если раньше медали Азиатских игр «стоили» гораздо дороже, чем награды со Всемирных студенческих игр, то за три года до проведения зимней Универсиады в Казахстане все стало иначе. За «золото» Азиады, как и раньше, атлету выплатят 10 000 $. А победитель Универсиады станет богаче на 15 000 $.
В кулуарах убеждены: такие премиальные не случайны. Они призваны удержать в спорте тех лидеров, кто в 2017 году будет иметь право выступать на этом событии и претендовать на награду.
При этом не стоит удивляться и тому, что если когда-нибудь в Казахстане вновь пройдут Азиатские игры, то под этот старт сумма премиальных будет пересмотрена.
Во всем спортивном мире давно известно: в Казахстане за ценой не постоят. Победители и призеры Олимпийских игр в нашей стране получают одни из самых высоких премий на планете. Золотая медаль оценивается в 250 тысяч $, серебряная в 150 000 $, а бронзовая в 75 000 $.
Постоянно провозглашая, что в нашей стране нет никакой дискриминации ни по какому признаку, стоит отметить: это далеко не так. В случае, если на Паралимпийских играх казахстанец попадет в призовую тройку, то он может рассчитывать на совсем иные суммы: 50 000, 35 000 и 25 000 $ соответственно. Те же самые премии предусмотрены и триумфаторам Сурдолимпийских игр. Интересно то, что год назад в Софии состоялась Сурдолимпиада, где борец Габит Есжанов принес нашей стране единственное «золото». Но его за эту медаль премировали лишь в родном регионе. От государства Габит премии не получил.
Есть существенная разница в премиях за медали с первенств мира по олимпийским и неолимпийским видам спорта. Олимпийцы зарабатывают за мировые «золото-серебро-бронзу» 15 000, 7000 и 5000 $, а их коллеги, не выступающие на Олимпиадах, зарабатывают скромнее – 2300, 1800, 1100 $.
Тем, кто представляет, как устроен казахстанский спорт, прекрасно известно, что олимпийцы получают награды не только от государства. Так, Илья Ильин за свое лондонское «золото» был премирован акимом Кызылординской области 75 миллионами тенге. Дзюдоист Азамат Муканов в прошлом году завоевал «серебро» чемпионата мира и был поощрен федерацией суммой в размере 12.5 млн тенге. Примерно в эти же самые сроки Жансая Абдумалик стала первой за 30 лет шахматисткой, выиграв медаль на первенстве мира среди молодежи. Когда вице-президенту федерации шахмат Казахстана Еркину Исраилову задали вопрос: поощрит ли федерация спортсменку такой же суммой, как дзюдоиста Муканова, чиновник ответил следующее:
— Естественно мы поощрим, но в пределах и в возможностях того бюджета, который мы имеем. Вы знаете, что шахматы один из самых малозатратных видов спорта. В качестве примера, можно привести сравнение с зарплатой голкипера какой-либо футбольной команды, играющего во втором (даже не первом!) дивизионе и его годовая зарплата сопоставима с бюджетом Федерации шахмат РК. Поэтому исходим из того, что имеется в наличии.
Казахстанский спорт жив не только Олимпиадами и чемпионатами мира. Есть еще первенства Азии по олимпийским видам спорта (2300, 1400 и 900 $ за медали), чемпионаты мира среди молодежи (3500, 2300, 1100 $) и юношеские Олимпийские игры. Юношеская Олимпиада, кстати, состоится уже этим летом в китайском Нанкине. Победитель Игр получит 10000 у.е, обладатели «серебра» и «бронзы» станут богаче на 5000 и 3000 $ соответственно.
P.S. Все это время мы говорили о чистом спорте – там, где завоевываются олимпийские медали, прославляющие страну. Я ни словом не коснулся футбола – самого богатого вида спорта страны. Суммарный бюджет 12 клубов премьер-лиги, по самым скромным подсчетам, давно перевалил за отметку 70 миллионов долларов в год. Денег в отечественном соккере настолько много, что даже агент за подписание не самого сильного вратаря в не самый топовый клуб может получить вознаграждение в 50 тысяч долларов.