Министр образования Аслан Саринжипов рассказал сегодня, зачем Казахстану «богатые учителя». По его словам, это вложение в систему образования. И именно так нужно рассматривать проект «Назарбаев Интеллектуальные школы» и иностранцев, там преподающих.
На пресс-конференции, посвященной итогам ЕНТ, мы задали вопрос Аслану Саринжипову по поводу «импорта» дорогостоящих учителей-иностранцев в Казахстан:
— Министерство образования тратит достаточно внушительные суммы на содержание учителей-иностранцев. В частности в «Назарбаев Интеллектуальные школы». Насколько это целесообразно, и не лучше ли эти деньги отдать местным учителям, и тогда качество образования еще повысится?
— Действительно, у нас есть проект Назарбаев Интеллектуальные школы. Это как бы казахстанский подход к модернизации образования. В свое время было принято решение сделать такой пилотный проект, но сделать его сразу на очень хорошем международном уровне. И суть проекта в том, чтобы разработать новое содержание, новые программы. Это первое. Второе — внедрить новые методики образования. И третье — внедрить трехъязычные. То есть преподавание предметов на русском языке, казахском языке и на английском языке. Для этого же на начальном этапе нам необходимо было привлечение экспертов из-за рубежа.
Если смотреть на проект отдельно, да, возможно затраты кажутся высокими. Но если смотреть на эти затраты как инвестиции в реформы и разработку содержания за короткое время… Мы смогли разработать содержание за 3-4 года. По международным меркам это очень быстро. В принципе это очень эффективные инвестиции. Теперь мы имеем новые подходы, мы имеем внутри страны большое количество людей-специалистов, которые работали в НИШ, работали и в центрах по разработке программ и параллельно разрабатывали программы повышения квалификации учителей. В принципе, это были и сейчас есть очень эффективные инвестиции.
То, что касается поддержки местных учителей, как раз базируясь на системе НИШ, мы разработали так называемые трехуровневые курсы. Те учителя местные, которые проходят эти курсы, они дальше получают надбавку к зарплате. 30%, 70% и 100%. В зависимости от того, какой уровень курсов они прошли. За этот учебный год через эти курсы прошли около 5000 преподавателей. И в бюджете заложены серьезные средства для поддержки уровня их зарплат. Поэтому благодаря НИШ, у нас растет и уровень учителей, и уровень их зарплат. Более квалифицированные учителя получают больше. Я думаю, это нормально, то есть вложение в НИШ, это вложение не в отдельную школу, а вложение во всю систему. Это так надо рассматривать.
— Я немного уточню. Получается, опыт НИШ для среднеобразовательных школ заключается в том, что учителя проходят курсы переквалификации. Смысл в этом?
— Они проходят курсы повышения квалификации — раз. Второе — на базе НИШ мы разрабатываем новую программу по всем предметам. От дошкольного образования, от садика до 11 — 12 классов. А в каждом классе все предметы, включая и языковые и естественные науки, мы все меняем. И естественно, все эти предметы новые, они по-новому разрабатываются в НИШ. Потом мы этот опыт адаптируем и будем внедрять во все школы.
— А мы когда-нибудь заменим учителей-иностранцев на местных учителей?
— В целом по программе НИШ в итоге мы должны в какой-то момент отказаться от иностранцев. Когда наши учителя будут соответствовать международным требованиям, у всех будут сертификаты, они пройдут тренинги, будут свободно учить на русском, английском, казахском языке, к этому времени мы откажемся от иностранных учителей. И я так полагаю, что такое время наступит и местные учителя не будут хуже учителей из ведущих стран.
Дословно ответ министра образования можно услышать на видео:
http://youtu.be/YUY8A-rLGug