По данным генеральной прокуратуры с 2010 года количество дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них увеличилось в два раза. Каждый год в авариях на автодорогах Казахстана погибает более 3 тысяч человек.
В надзорном органе считают, что основной причиной роста количества ДТП, жертв и пострадавших в них является безответственностьотдельных водителей. Они безрассудно рискуют собственной безопасностью и от них сложно ожидать заботы о других участниках дорожного движения.
— В последнее время граждане стали активнее помогать в установлении нарушителей и их наказании. Размещенные в соцсетях видеоролики хамского поведения на дороге уже позволили привлечь ряд лиц к установленной законами ответственности, — говорит заместитель генерального прокурора РК Андрей Кравченко. — Хотя конечно, если вести речь о перспективах совместной борьбы за «безопасную дорогу», реализована лишь незначительная часть потенциала. Видео грубейших нарушений, которое возмущенные граждане выкладывают в Интернете, на системной основе не отрабатывается. Хотя неотвратимость наказания во многих случаях можно без труда обеспечить, подняв записи камер полиции и найдя попавших в кадр свидетелей.
Особое внимание уделили в прокуратуре числу и тяжести ДТП на загородных трассах. Чуть менее половины из почти двух тысяч человек погибли здесь в результате столкновений автомобилей, что, по мнению сотрудников надзорного органа, говорит о несоответствии технических параметров дорог интенсивности движения. Существующие дороги в большинстве своем создавались в 60-70 годы, а количество автотранспорта с тех пор возросло в несколько раз.
— При этом темпы строительства новых автодорог и качество вновь построенных, к сожалению, не обеспечивают заметного уменьшения серьезных ДТП. Министерство транспорта и коммуникаций докладывает только о протяженности построенных или отремонтированных дорог. Между тем очевидно, что чем шире дорога, тем больше возможности для маневра и меньше шансов совершить аварии. Однако соответствующими критериями в сфере дорожного строительства обычно никто не оперирует. В ходе строительства и ремонта далеко не всегда применяются передовые технологии и инновационные решения. Восстановление старых полотен может запросто ограничиться примитивным ямочным ремонтом. Более того по-прежнему нередки случаи применения некондиционных материалов, что заведомо сокращает срок нормальной службы автодорог, — пояснил Андрей Кравченко.
Другая проблема — большое количество наездов на пешеходов в населенных пунктах. Анализ этих происшествий показал, что большинство из них связано с отсутствием безопасных условий для пешеходного движения. Прежде всего это относится к оборудованию пешеходных переходов: их освещению, оснащению светофорами, дорожными знаками, разметкой, ограждением проезжей части. По мнению прокуратуры, органы исполнительной власти уделяют этому вопросу мало внимания.
— К примеру, в Алматинской области, где за два года погибло 380 пешеходов и более 1 тысячи пострадали, барьерное пешеходное ограждение установлено лишь на кольцевой развязке областного центра. Такая ситуация наблюдается практически во всех регионах, — комментирует проблему Андрей Кравченко.
Еще одной серьезной проблемой в обеспечении безопасности дорожного движения является общественный транспорт. Согласно статистике половина автобусного парка не соответствует предъявляемым требованиям, нарушается порядок проведения предсменного медосмотра, режим труда и отдыха водителей. Рынок пассажирских перевозок во многих случаях носит неорганизованный, стихийный характер, а автобусами иногда управляют люди, которые не имеют на это права.
Несмотря на критичность сложившейся ситуации, в генпрокуратуре считают, что изменить ее в лучшую сторону вполне возможно. Для этого необходимо обеспечить четкое исполнение наказаний в отношении нарушителей, усилить профилактику с участием общественных организаций и простых граждан, оборудовать необходимой дорожной инфраструктурой наиболее аварийные участки автодорог и обратить внимание на их качество.
Инфографика Татьяны Ковалевой