Планы акимата Алматы обустроить центр города цивилизованными платными парковками сорвались. Два года назад власти пообещали и… на сегодня установлено 9 паркоматов, половина из них уже не работает.
Еще в июле 2012 года акиматом Алматы был проведен тендер на создание платных парковок тротуарного типа в центре города. В результате жесткой конкуренции из трех претендентов были выбраны две компании – ТОО «Орта Жер» и ТОО «Алатау Лизинг». Они получили 42 участка из 155, которые они должны были привести в порядок: сделать разметку для парковочных мест, оснастить их современным оборудованием – камерами наблюдения и аппаратами по взиманию денег. И вот, спустя почти два года, результат равен… «колу» по пятибалльной шкале. В поисках работающего паркомата мы проехали четыре новые парковки: три из них уже не работают.
Дела у одного из победителей тех тендеров, ТОО «Алатау Лизинг» обстоят хуже некуда. Руководитель сменился: Туребек Алтыбаев передал свои полномочия Даурену Касымову, который в телефонном разговоре пояснил, почему платные парковки его компании так и не начали работать:
– Пока в налоговый реестр оборудование не поставлено. Полгода уже ставят, поэтому сказать ничего не могу…
Иными словами, этой фирмой не было обустроено ни одной парковки. Когда «Алатау Лизинг» собирается выполнить свои обязательства перед акиматом и собирается ли вообще — неизвестно. Ведь аренда на участки в центре города была выдана всего на три года. Время идет — если считать с даты проведения тендера, то прошло уже почти два года.
Вторая фирма, ТОО «Орта Жер», пошла другим путем: не стала покупать оборудование за рубежом, а обратилась к отечественным производителям — ТОО «Дидар Шат» и ТОО «CreonX». Первые — производят паркоматы, а вторые — разрабатывают программное обеспечение для них. В результате деятельности этого «триумвирата», в Алматы появилось 9 паркоматов. Но их экономический эффект на поверку оказался очень неоднозначным:
– В среднем в день поступает от 40 до 60 тыс. тг. Это окупает только зарплаты парковщиков. Прибыли нет. Наши водители не готовы отдавать 800 – 1000 тг за парковку в день, – говорит руководитель компании «CreonX»Александр Чулков.
Конечно, 40-60 тыс. тг в день с девяти паркоматов прибыль, надо признать, не очень. Старая система работы от «Алматы паркинг» — парковщики в зеленых жилетах на обочинах дорог Алматы — выглядит куда более прибыльной:
– Сейчас все парковщики, которые работают в «Алматы паркинг» и берут наличными, выполняют план – это 3-4 тыс. Эту сумму они должны сдать, а все что сверху, берут себе, – поясняет Александр Чулков. – В случае с «цивилизованными» парковками каждый паркующийся обязан заплатить, как минимум, 100 тг/час, но не парковщику в руки, а аппарату. Работа парковщика на такой стоянке заключается в том, чтобы помочь припарковаться и выехать, показать как пользоваться оборудованием, сфотографировать номер авто и засечь время стоянки. Здесь нет денег в руки, зато все сотрудники состоят в штате, имеют право на отпуск и больничный, им проводят пенсионные отчисления и каждый день привозят обед…
Увы, эта красиво расписанная схема так и не заработала в полную мощность, хотя прошло уже около двух лет.
– Делая парковки платными, мы ставим задачу, скорее, добиться порядка, нежели повышения поступлений в бюджет, – сказал Ахметжан Есимов, аким Алматы, в ноябре 2013-го. Судя по тому, что парковки нового типа так толком и не заработали, у властей не получилось решить ни первую, ни вторую задачи.
В то же время эксперты убеждены, что этот первый блин Казахстану нужен:
– Америки с Европами прошли через это 30-20 лет назад – настал и наш черед, – говорит председатель Независимого автомобильного союза, Эдуард Эдоков. – Платные парковки – это неизбежное зло. 100 тг/час – это сущие копейки для страны, стремящейся в 30-ку самых развитых государств. Особых велосипедов тут не изобретешь: мировой опыт показывает, что для решения экологических проблем, проблем перегруженности городских улиц необходимы комплексные меры.
[gallery ids=»1022,1021,815″]