Скандальная деталь выяснилась во время частного судебного процесса: Министерство иностранных дел РК не уверено в том, к какой именно версии Конвенции ООН о международных грузовых перевозках присоединился Казахстан.
Адвокат Джохар Утебеков столкнулся с этим откровением в ходе процесса между иностранным перевозчиком и казахстанской компанией. В судебных разбирательствах вдруг выяснилось: в Казахстане не работают международные конвенции ООН, только потому, что в МИД РК сами не знают, какие бумаги они подписывали.
— Есть такая Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ). Старая, легендарная. Ею все автоперевозчики пользуются. В 1978 году к этой конвенции приняли протокол, куда внесли ключевые изменения, в частности, по ограничению возмещения ущерба перевозчиком. Казахстан в 1995 году присоединился к КДПГ, но не сообщалось, присоединился ли к протоколу. Получается непонятно, в какой редакции конвенция, а от этого ее применение сильно зависит. Я получил ответ от МИДа о том, что раз Казахстан подписал КДПГ, но не сказано, в какой редакции ее ратифицируем, значит, подписали с изменениями в протоколе. Но поскольку на сайте ООН в списке участников Казахстан не значится, МИД направил в ООНсоответствующий запрос, — рассказал Джохар Утебеков.
Белорусы в прошлом году перевозили из Италии в Казахстан 2 дорогих автомобиля Maserati (GranTurismo MCStradale и Quattroporte GTS). В дороге на машины обвалились стойки, трубы-перекладины. В итоге автомобили доехали с небольшими царапинами. Казахстанцы потребовали компенсации. Рассудить этот спор должна была Конвенция ООН о грузовых перевозках. Но как утверждает судья, последнюю редакцию Казахстан этого договора не принимал. А потому, возместить ущерб белорусов обязали в полном объеме.
КДПГ была принята 19 мая 1956 года в Женеве. Вступила в действие с 2 июля 1961 года. Имеет статус конвенции ООН. Призвана регулировать отношения, возникающие в процессе перевозки международных торговых грузов автомобильным транспортом. Конвенция применяется к любому возмездному договору о перевозке грузов автотранспортом, когда места принятия к перевозке и доставки груза, указанные в договоре, находятся в разных странах. При этом, по крайней мере, одна из стран должна являться участницей конвенции. Протокол определяет ответственность перевозчика, сроки предъявления требований и уведомлений.