Министр образования должен уметь ставить оценки, и давайте посмотрим, как нынешний министр образования Аслан Саринжипов это делает! В 2009 году он опубликовал в Германии научную работу, которая позволяет поставить оценку сразу нескольким премьер-министрам РК: Балгимбаеву, Токаеву, Тасмагамбетову и Ахметову. Кто из них оказался лучше, а кто хуже?
В этой же работе Саринжипов делает еще и общие выводы о развитии Казахстана: эффективность работы правительства повысилась, судебная система ухудшилась. «Институциональный анализ рисков казахстанской экономики» — так назывался доклад, опубликованный в мае 2009 года Институтом экономических исследований в Мюнхене (на английском языке). Авторы — Аслан Саринжипов (нынешний министр образования, а на тот момент — заместитель председателя правления Национального аналитического центра при правительстве и Национальном банке РК), Оливер Рён (доктор экономики университета Мюнхена) и Султан Оразбаев (на момент выхода статьи — служащий департамента макроэкономического анализа в Национального аналитического центра при правительстве и Национальном банке РК).
В 21-страничной публикации представлена попытка по определенным показателям математически (с помощью байесовской модели) рассчитать риски, достижения и провалы Казахстана с 1998 по 2006 год. Учитывая, что расчеты строго математические, надо понимать, что выводы и окончательные цифры в работе Саринжипова и его коллег относительны. Для общего понимания можно упростить до «стало лучше, стало хуже».
Если наложить на одну из схем доклада Саринжипова простую временную шкалу и отметить на ней периоды работы разных премьер-министров, то… Например, можно заметить, что при правительстве Касым-Жомарта Токаева коррупция пошла вверх, а политическая система стала ухудшаться. При правительстве Имангали Тасмагамбетова показатели коррупции достигают одного из своих пиков, но затем идут вниз, однако, регресс политической системы продолжается постоянно. Эта тенденция сохраняется и при правительстве Даниала Ахметова. А вот показатели коррупции при правительстве Даниала Кенжетаевича достигают одной из самых низких точек (в 2004 году), но затем возвращаются на прежний уровень.
Общая же динамика развития страны в период с 1998 по 2006 годы выглядит неоднозначно: где-то есть прогресс, где-то, напротив, стало хуже.
Некоторые выдержки из доклада Саринжипова (перевод редакции 365info):
«Данные показывают, что с 1998 по 2006 годы улучшилась ситуация с правом собственности, повысилась эффективность работы правительства и усилилось верховенство закона. Однако по двум направлениям ситуация ухудшилась: качество регулирования (с 50 до 45% — прим. Ред.) и судебная система и ее независимость (с 30 до 15% — прим. Ред.). Нужно отметить, что частично это ухудшение объясняется тем, что в среднем эти институты в других странах развивались лучше», что, по мнению авторов, частично обусловило падение Казахстана в общем рейтинге развития.
Наибольший интерес в работе представляют схемы, отображающие прогресс и регресс в развитии Казахстана. Числовые значения здесь относительны, важен сам факт изменения параметров по шкале «лучше-хуже». Как видно из диаграммы, лучше стала инфраструктура, но ухудшилась политическая система и правовое администрирование.
Таким образом, в работе Аслана Саринжипова развитие Казахстана в период с 1998 года по 2006 выглядит неоднозначно.
Безусловно, новые оценки развития Казахстана, выставленные с помощью той же математической модели, были бы очень интересны, но… Аслан Саринжипов покинул прежний пост в 2009 году. Сегодня он в составе правительства РК в качестве министра образования. Думается, на это время он отложит подобные исследования в сторону. Хотя, кто знает, может быть он продолжает свои исследования по оценкам премьеров, которые уже успели смениться, пока он руководит образованием в нашей стране. Теперь оценки можно и нужно ставить ему.