Проповеди на русском языке в мечетях Казахстана подрывают основы государства, убежден Азимбай Гали.
В то же время его оппоненты возражают: проповеди только на казахском языке открывают дорогу сектантам, готовым работать на любом языке.
Министерство по делам религии прокомментировало этот неоднозначный вопрос.
«Западная цивилизация не принимает понятие национальная идеология. Запад принимает только ценности, а наши ценности – казахская культура, казахский язык, казахский ислам. Эти три ценности должны стать главными приоритетами казахов. Названные три приоритета требуют реабилитации.
Мы должны рассказать миру о периоде колонизации, геноциде, раздроблении нации, трагической судьбе и деформации «казахского мира». Казахская нация должна прийти в себя. В период обретения независимости этот процесс хорошо начинался, но мы так и не смогли довести его до логического завершения.
Объединение раздробленной казахской нации нужно осуществить радушным приемом возвращающихся на землю предков оралманов. Не будет лишним, если мы, по примеру Германии, права оралманов пропишем в Конституции.
В целом, будет правильным, если нашими центральными объектами станут казахская культура, казахский язык, казахский ислам. Каждый из этих объектов играют роль отдельного института.
Казахский ислам – часть мирового ислама. Не правильно следовать за понятием «традиционный ислам» — оно слишком расплывчатое. Поэтому не надо ни на кого оглядываться, надо говорить прямо — «казахский ислам».
Это будет указывать на этнополитический контекст религии, которую проповедовали наши предки. Казахская культура, казахский язык, казахский ислам — все это усилит реабилитацию казахских ценностей.
Сегодня в мире усиливается клерикализация. Узбеки, таджики, туркмены, кыргызы, как и казахи, превращаются в этнос исламистов. А у русских России свой путь — православие. Толерантная Европа повернулась лицом к правому национализму.
Единственный правильный ответ глобальной клерикализации — национализм и казахский ислам.
Если казахский мулла будет не только набожным, но и националистом, это ограничит ультра-ислам
А разрешение в казахских мечетях вести проповеди на русском языке — прямой путь официальному «русскому исламу» в Казахстане.
Русский ислам не признает казахский язык, казахскую культуру, казахский традиции. Более того, он не считает казахский ислам исламом. Мы в Казахстане, «проявляя заботу» о русском языке, наживаем себе языковые беды — так,
русскоязычные казахи превращаются в отдельную нацию, у них появляется свой язык, своя религия
То есть в будущем они будут придерживаться одной разновидности салафизма, которую можно будет называть «русский ислам».
«Вопрос использования русского языка имамами был поднят одним из участников круглого стола, посвященного проблеме предотвращения экстремизма и терроризма, состоявшегося в Мажилисе Парламента РК. Министр по делам религии и гражданского общества прокомментировал эту ситуацию:
В министерство поступают заявления от ряда верующих, проявляющих интерес к исламу, что они не полностью понимают содержание проповедей имамов в мечетях. В этих заявлениях говорится, что по этой причине
верующие вынуждены черпать информацию об исламе не только из официальной литературы Духовного управления мусульман Казахстана, но и из других источников, в том числе, от лиц, придерживающихся негативных религиозных течений
Соответственно, заявители предложили, чтобы имамы мечетей, используя международный опыт, после завершения своих проповедей, разъяснили лицам, не в достаточной мере владеющим казахским языком, содержание на русском языке», — говорится в сообщении, распространенном пресс-службой ведомства.
Кроме того, представители министерства отметили, что определения языка проповедей не входит в их компетенцию.
«В свою очередь, министерство обязано рассматривать и анализировать все заявления, поступающие от граждан. В этой связи, хотим отметить, что
в компетенцию министерства не входит решение внутренних проблем Духовного управления мусульман Казахстана
Поэтому, учитывая мнения верующих, изложенные в заявлениях, поступающих в адрес министерства, предлагаем Духовному управлению мусульман Казахстана рассмотреть эту проблему и принять приемлемое решение», — пояснили в пресс-службе министерства».