Перед посещением объекта прошла небольшая пресс-конференция, на которой главный государственный санитарный врач республики Жандарбек Бекшин еще раз подчеркнул: ЦРЛ будет исключительно гражданским объектом, и все домыслы о якобы имеющейся для горожан опасности — не более, чем слухи.
— Какие-то лица или круги, которые не заинтересованы в повышении биологической безопасности Казахстана, постоянно делают вброс в информационное пространство негативной информации, — сказал Бекшин. —
Никоим образом нельзя говорить, что здесь будет производиться разработка какого-то оружия, тем более массового поражения.
Эта референц-лаборатория строится как раз в рамках межправительственного соглашения по уменьшению биологической угрозы, в том числе и оружия массового поражения.
Лаборатория строится на территории Казахского научного центра карантинных и зоонозных инфекций (КНЦКЗИ), ее стоимость составляет $150 млн, завершится строительство в следующем году.
Рассказывая о безопасности новой лаборатории, Жандарбек Бекшин несколько раз повторил слово «уникальный». Объект и на самом деле является таковым — в этом убедились журналисты, пройдя по строящемуся зданию. ЦРЛ обладает устойчивостью к землетрясению в 9 баллов, имеет автономное электропитание, самую современную систему вентиляции и так далее. Кроме этого,
«закрытая» лаборатория будет круглосуточно охраняться подразделением «Кузет» с использованием самых современных электронных средств мониторинга и контроля.
Еще одним доводом в пользу строительства ЦРЛ является моральный и физический износ старых корпусов и оборудования КНЦКЗИ, которая работает с 1948 года. «Кстати, за 65 лет работы этого учреждения не было ни единого случая выноса инфекции за территорию, — сказал главный санврач РК, — а новая лаборатория будет на два, а то и на три порядка по защищенности выше».
Возвращаясь к теме инсинуаций по поводу ЦРЛ, отметим, что, на наш взгляд, они идут не из Казахстана, а из-за рубежа.
Так, еще два года назад российский портал «Фонд стратегической культуры» выпустил статью руководителя Уральского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований (Екатеринбург) Дмитрия Попова «Зачем Пентагону биологическая лаборатория в Казахстане?».
В статье, в частности, говорится: «Практика использования американцами подобных объектов в других странах показывает, что они выведены из-под национального контроля, функционируют в закрытом режиме, зачастую возглавляются военными или представителями спецслужб (руководителем лаборатории в посёлке Алексеевка близ Тбилиси назначена бывший шеф грузинской разведки Анна Жвания). Объекты укомплектовываются иностранным персоналом, в том числе обладающим дипломатическим иммунитетом, а представители местного гражданского здравоохранения прямого доступа к этим объектам не имеют».
Возможно, именно такие высказывания имел в виду Жандарбек Бекшин:
— Говорилось, что сюда завезут патогены, что здесь будут работать иностранцы, лаборатория окажет негативное влияние на горожан. Но все с точностью до наоборот. Здесь работали и будут работать казахстанские специалисты, все материалы казахстанские, а наши американские коллеги помогли деньгами и оборудованием.
В свою очередь пресс-атташе посольства США в Казахстане Чарльз Мартин,
который тоже приехал на встречу с журналистами, также подчеркнул, что миссия США в этом проекте заключается в повышении уровня «мировой безопасности» и поддержке Казахстана как «союзника и друга США», а также как лидера в процессе нераспространения оружия массового поражения.
— Все материалы, все патогены, которые будут здесь охраняться, они все уже здесь, на территории Казахстана, и большинство из них — уже на территории этого института.
США ничего не привозят в Казахстан из США или из других стран.
Единственное, что мы делаем — это помогаем в строительстве нового здания, — заверил Чарльз Мартин.
Еще одни эксперт — представитель Министерства обороны США Сергей Лужанский — рассказал о том, что аналогичные лаборатории существуют по всей территории США. Они есть как на военных, так и на гражданских объектах. В частности, такая же лаборатория функционирует в университете Пенсильвании. В остальном мире объектов такого рода совсем мало, алматинская референс-лаборатория будет первой и единственной в Центральной Азии.
ЦРЛ позволит казахстанским ученым диагностировать самые сложные угрозы инфекционного характера и заниматься их профилактикой, тем более, что по словам главного санитарного врача страны, в наши дни появляются новые инфекции, возвращаются старые, и мы должны быть готовы. «В страну может быть завезена сибирская язва, есть опасность распространения бруцеллеза. Сейчас мы совершенствуем методику диагностики, обучаем коллег по региону», — сказал Жандарбек Бекшин.