В декабре прошлого года правительство РК и Национальный банк объявили о начале дедолларизации и мерам по укреплению национальной валюты. Акцент делался на двух моментах: привлечении средств населения в тенговые депозиты, а также снижении доли сделок купли-продажи в иностранных валютах. Прошел почти год. Что изменилось в сознании казахстанцев?
На самом деле планы по дедолларизации пока остаются только планами. В июле 2015 года (за месяц до девальвации тенге) была обнародована информация о том, что казахстанцы стали чаще открывать депозиты в валюте. Как сообщал Kapital.kz,
в некоторых банках Казахстана доля валютных вкладов физических лиц превысила 80%.
Так, по данным Нацбанка на начало июля 2015 года доля валютных вкладов в розничном депозитном портфеле банков второго уровня распределялась следующим образом:
Исполнительный директор Ассоциации экономистов Казахстана Олжас Худайбергенов так охарактеризовал эту ситуацию: «По тенговым депозитам уровень доходности выше, чем по валютным. С учетом падения цен на нефть, возможно, тенге придется отпускать более активно. В этом случае долларовый депозит станет выгоднее».
А по словам главного научного сотрудника Казахстанского института стратегических исследований Вячеслава Додонова, важно не то, как называются меры по дедолларизации экономики, а важно, как эти меры реализуются.
«Экономика независимо может существовать только тогда, когда она на 80% способна сама себя обеспечивать.
Например, Япония за последние пару лет на 50% обесценила свою национальную валюту. Но это никаким образом не сказалось на японской экономике, потому что эта страна полностью самодостаточна. И курс доллара для них мало что значит, так как они в валюте мало что покупают», — сказал эксперт.
Для того, чтобы понять, что такое дедолларизация, обратимся к истории. В начале 1970-х годов существовал термин «валюта замены» (currency substitution), который использовался для описания спроса на иностранную валюту со стороны местных экономических агентов.
— В 1970-х и 1980-х годах во многих странах Латинской Америки наблюдался большой спрос на доллар США, вследствие чего в экономической литературе в качестве синонима к термину «валюта замены» стал применяться термин «долларизация» и, соответственно, «дедолларизация», — объясняет бизнес-аналитик «Центра исследований прикладной экономики» Олжас Тулеуов. — В связи с этим важно различать два типа долларизации: официальная (полная) долларизация и неофициальная (частичная) долларизация.
При неофициальной долларизации (как в Казахстане) отдельные экономические агенты заменяют национальную валюту на иностранную для совершения сделок и распределения своих финансовых активов.
— В таком случае монетарные власти не обязательно содействуют или поощряют долларизацию.
Также различают виды долларизации. Финансовая долларизация включает замену активов и обязательств, номинированных в местной валюте на активы и обязательства, номинированные в иностранной валюте. Реальная долларизация предполагает индексацию внутренних сделок к обменному курсу. Транзакционная долларизация означает, что доллар (или другая иностранная валюта) используется в качестве средства платежа в «домашних» сделках. При этом в стране может существовать более чем один вид долларизации. В таблице ниже показаны различные активы и обязательства, которые могут быть предметом долларизации.
Аналитики Международного валютного фонда (МВФ) в своем последнем исследовании определили инструменты для дедолларизации экономики стран Кавказа и Центральной Азии.
Как сообщило агентство LS, МВФ в качестве главных назвал следующие меры:
«Необходимо также повысить привлекательность национальной валюты», — пишут специалисты из МВФ, но не называют, как это сделать. После этого идет предостережение:
«Важно не прибегать к принудительной дедолларизации. В условиях нестабильной макроэкономической среды политические меры, вынуждающие население и бизнес к отказу от доллара, могут привести к бегству капитала и нестабильности банковского сектора».
Отметим, что финансовая долларизация в странах Кавказа и Центральной Азии остается очень высокой по сравнению с другими развивающимися экономиками. После глобального финансового кризиса 2008 года резко выросла долларизация депозитов и стали преобладать долларовые кредиты. Долларизация депозитов в Центральной Азии составила 46%.
— Наиболее эффективными рыночными мерами по дедолларизации являются переход к плавающему обменному курсу, коррекция налогов в сторону повышения по отношению к доходам от активов, номинированных в иностранной валюте, регулирование систем платежей, создание механизмов индексации и увеличение норм обязательных резервов для депозитов в иностранной валюте, — продолжает Олжас Тулеуов.
Так, в Пакистане практикуется налогообложение процентного дохода от облигаций и банковских депозитов, номинированных в иностранной валюте, а в Боливии облагают налогом любые сделки, связанные с активами, номинал которых выражается в иностранной валюте.
В Чили, Колумбии, Мексике и Израиле налажена система индексации доходов населения на обменный курс в случае его резких колебаний.
Это придает стабильность покупательной способности местных валют, следовательно, увеличивает их привлекательность. В Перу для стимуляции снижения платежей не в местной валюте существует 2%-ый налог на чеки, выраженные в иностранной валюте. Центральные банки Израиля, Никарагуа, Гондураса и Боливии практикуют более высокие требования к банкам по обязательным резервам к депозитам в иностранной валюте по сравнению с депозитами в местной валюте. Это приводит к тому, что для банков фондирование в иностранной валюте становится дороже, вследствие чего и проценты по кредиты домохозяйствами и фирмам в иностранной валюте выше, чем проценты по кредитам в местной валюте. В этой связи привлекательность местной валюты начинает расти.
Также ключевую роль среди рыночных мер по дедолларизации играет пруденциальная политика в отношении коммерческих банков. Она включает в себя требования по максимальному сужению открытой валютной позиции (Хорватия, Турция), более высокие требования ликвидности на депозиты в иностранной валюте (Ангола, Уругвай) или валютные кредиты (Хорватия), более высокие требования по созданию резервов по валютным кредитам, особенно в отношении нехеджированных заемщиков (Ангола, Гондурас, Вьетнам).
В 2008 году произошло одно из самых значительных событий в новейшей экономической истории Израиля – полная дедолларизация экономики.
Впервые с начала 80—х годов большинство контрактов на аренду недвижимости жилья было заключено не в долларах, а в шекелях. Расходы на жилье традиционно составляли очень значительную часть потребительской корзины в Израиле – 21%. Соответственно, изменения курса валютного обмена прямо влияли на инфляцию в стране.
По данным центрального бюро статистики, в 2008 году количество контрактов на аренду недвижимости, заключенных в шекелях, составило 55% , а в долларах – 45%. Еще год назад, в начале 2007, количество долларовых контрактов превышало 87%.
Долларизация экономики в начале 80-х годов была вызвана гиперинфляцией и глубоким кризисом израильской валюты. Однако, на протяжении последних лет доллар был чрезвычайно нестабилен, в то время как шекель превратился в одну из самых устойчивых валют в мире.
Для постепенной дедолларизации были приняты «традиционные» меры:
От доллара отказаться можно, но трудно.
В течение еще долгого времени доллар будет оставаться основным или одним из основных платежных инструментов в мире.
Ведь, например, дедолларизация нефтегазовой торговли способна привести к негативным последствиям для стран, в которых определение валютного курса происходит в сравнении с долларом, а также государств, которые хранят свои резервы в американской валюте или обладают номинированными в долларах долговыми ценными бумагами (как, например, Китай).
Тем не менее, в мире происходят постепенные метаморфозы глобальной финансовой системы. Это, например, российско-китайские и российско-иранские «инициативы, связанные с использованием новых финансовых инструментов во взаимных расчетах и нацеленные на сотрудничество, не предусматривающее использование доллара».
С другой стороны, изменение мировой резервной валюты — это нормально. В разное время в мире доминировали валюты Португалии, Испании, Нидерландов, Франции и Великобритании.
Сейчас стало ясно, что международная торговля вновь готовится к изменениям в части валюты.
Все меньше стран и организаций используют доллар в международных сделках, и особенно активно действует Китай. Самой последней кульминацией мирового движения, поддерживающего дедолларизацию, стало создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Сейчас он включает в себя 57 стран и капитал в размере $100 млрд, банк должен стать конкурентом Всемирному банку и МВФ.