Энергетика рассматривается как базовая инфраструктура экономики и элемент национальной безопасности. Об этом снова было подчеркнуто Президентом Касым-Жомартом Токаевым на торжественном мероприятии, посвященном профессиональному празднику работников энергетической отрасли. В числе ключевых результатов – снижение технологических нарушений на 27%, вывод девяти ТЭЦ из зоны высокого риска и привлечение более 900 млрд тенге частных инвестиций в рамках программы «Тариф в обмен на инвестиции».

О долгосрочной устойчивости энергосистемы и вызовах роста энергопотребления мы поговорили с Талгатом Темирхановым, председателем ОЮЛ «Казахстанская Электроэнергетическая Ассоциация».
– В своем выступлении Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул стратегическую роль энергетики для устойчивости государства. Можно ли говорить о том, что за последние годы Казахстану удалось выстроить более системный и долгосрочный подход к развитию энергетического сектора?
– За последние годы действительно прослеживается переход к более системному подходу. Это выражается в запуске крупных программ модернизации, актуализации отраслевых планов и смещении фокуса в сторону надежности и инвестиционной повестки. Такой подход задается на уровне Главы государства и формирует единое понимание приоритетов для всех участников рынка.
Ключевым вызовом по-прежнему остается привлечение инвестиций, направленных на снижение износа и повышение устойчивости энергосистемы. В этом контексте важно отметить, что Казахстанская электроэнергетическая ассоциация принимала участие в разработке ряда стратегических документов, включая стратегию развития энергетики до 2035 года, которая была сформирована при активном участии рынка и отражает долгосрочное видение отрасли.
– Глава государства связал развитие энергетики с цифровизацией, искусственным интеллектом и созданием дата-центров. Насколько, на ваш взгляд, такой комплексный взгляд отражает понимание будущих потребностей экономики и готовность Казахстана к технологическому рывку?
– Эта связка полностью соответствует логике будущей экономики. Рост цифровых сервисов, вычислений и дата-центров напрямую трансформируется в рост спроса на электроэнергию и требования к ее качеству и бесперебойности. Подход, обозначенный Президентом, демонстрирует понимание того, что технологический рывок невозможен без надежной энергетической базы.
При этом цифровые инструменты становятся не только источником спроса, но и средством повышения эффективности самой энергетики. Яркий пример – разработка программных решений, способных моделировать развитие энергосистемы на горизонте десяти и более лет. Такие инструменты позволяют заранее отвечать на ключевые вопросы экономики и инвесторов: какой будет цена электроэнергии, где целесообразно развивать энергоемкие производства и как сбалансировать экономический рост с экологической повесткой.
– Данные о росте выработки электроэнергии, снижении аварийности и укреплении устойчивости ТЭЦ выглядят весьма показательными. Как вы оцениваете эти результаты в контексте эффективности государственной политики последних лет?
– Динамика по выработке и надежности говорит о том, что управленческий фокус на устойчивость и ремонтную составляющую действительно дает эффект, особенно там, где решения подкреплены инвестициями и дисциплиной исполнения. Это подтверждает правильность выбранного государством курса.
В то же время такие результаты важно закреплять системно – через долгосрочное планирование ремонтов, обновление оборудования и прозрачную оценку эффективности вложений. Государство, со своей стороны, всегда слышало голос отрасли и задавало четкие ориентиры, на какие направления необходимо направлять усилия энергопредприятий. Безусловно, потенциал для повышения эффективности остается, и Ассоциация продолжит работу по выстраиванию конструктивного диалога с государственными органами.
– Программа «Тариф в обмен на инвестиции» и Национальный проект по модернизации энергетического и коммунального секторов предполагают масштабное обновление инфраструктуры. Насколько такие инициативы демонстрируют прагматичный и ответственный подход государства?
– Эти инициативы отражают прагматичный подход, поскольку инфраструктуру невозможно обновить без устойчивого источника финансирования и четких обязательств по результату. Программа «Тариф в обмен на инвестиции» и Национальный проект формируют именно такую логику – привлечение средств в обмен на измеримые показатели надежности и качества.
Ключевым условием успеха является контроль исполнения и объективный мониторинг целевого использования средств, подкрепленный понятными индикаторами для потребителей. Очевидно, что эффект от таких программ не может быть мгновенным, однако по завершении их реализации можно будет объективно оценивать достигнутые результаты и устойчивость принятых решений.
– Президент обозначил энергетическую независимость как вопрос национальной безопасности. Можно ли говорить, что Казахстан располагает необходимыми ресурсами и политической волей для реализации этой цели?
– Казахстан обладает прочной ресурсной базой, на что неоднократно указывал Глава государства, в том числе подчеркивая потенциал угольной генерации. Реализация задачи энергетической независимости напрямую связана с внедрением передовых технологий и привлечением финансирования, что позволит в полной мере задействовать возможности «чистого угля» и других современных решений.
Энергетическая независимость – это совокупность факторов: ресурсы, генерация, развитие сетей и управляемость спроса. Важно отметить, что Президент последовательно уделяет внимание ускорению решений в энергетике, и отрасль это ощущает уже не первый год. Ключевой вопрос сегодня – темпы модернизации, ввод новых мощностей, обновление сетей и решение кадровых задач. Все необходимые предпосылки для этого есть, и важно продолжать поступательную и системную работу.
– Развитие возобновляемых источников энергии и решение о строительстве атомных станций называют шагом к новому этапу экономического развития. Насколько эти решения укрепляют позиции Казахстана как будущей энергетической державы?
– Развитие ВИЭ и атомной генерации следует рассматривать как элементы диверсификации и повышения устойчивости энергосистемы. Мировой опыт показывает, что в условиях роста спроса и климатических ограничений опора на одну технологию невозможна. Максимальный эффект достигается при синхронном развитии генерации, сетей, маневренных мощностей, накопителей и рыночных механизмов.
Важно, что по всем этим направлениям в Казахстане уже ведется активная работа, в том числе с участием международных компаний и трансфером технологий. Эти меры гармонично вписываются в стратегическое видение развития страны и международную климатическую повестку. В долгосрочной перспективе это позволит Казахстану укрепить позиции не только как производителя энергии, но и как площадки для индустриального и технологического развития.