Искусственный Интеллект в Китае изначально был системным государственным проектом, напрямую связанным с экономическим ростом, социальной устойчивостью и качеством жизни населения.

Тот факт, что генеральный секретарь КНР Си Цзиньпин неоднократно комментировал развитие ИИ, показывает, насколько приоритетной стала эта задача. Он подчеркивал, что необходимо «активно содействовать глубокой интеграции технологических инноваций в области Искусственного Интеллекта и промышленных инноваций, обеспечивать высококачественное экономическое и социальное развитие и способствовать повышению качества жизни населения», тем самым задавая стратегическую рамку, в которой ИИ рассматривается не как изолированная отрасль, а как универсальный инструмент модернизации.
Практическим воплощением этой логики стали опубликованные в августе 2025 года Государственным советом «Мнения об углублении реализации программы «Искусственный интеллект+». Документ определил шесть ключевых направлений, включая научно-техническое и промышленное развитие в рамках программы «ИИ+», а также стимулирование потребительского спроса, зафиксировав общие требования, цели и приоритетные области реализации. Такой подход встроен в более широкий контекст 14-й пятилетки, во время которой Китай существенно нарастил совокупный потенциал в сфере Искусственного Интеллекта:
Экономические показатели подтверждают масштаб происходящих изменений. В 2024 году объем индустрии ИИ в Китае превысил 900 млрд юаней, показав рост на 24% по сравнению с предыдущим годом. По состоянию на третий квартал 2025 года в стране насчитывалось более 5300 предприятий, работающих с ИИ, что составляет около 15% от общемирового показателя. При этом сформирована целостная промышленная система, охватывающая базовую инфраструктуру, модельные архитектуры и отраслевые приложения, что принципиально отличает китайскую модель от фрагментарного развития отдельных технологических кластеров.
ИИ в реальной экономике
Особую роль государство отвело внедрению ИИ в реальный сектор. По данным Министерства промышленности и информационных технологий, с начала 14-й пятилетки в Китае было построено более 35 000 интеллектуальных заводов базового уровня, свыше 7000 — продвинутого уровня и более 230 — превосходных интеллектуальных заводов. Результаты этой трансформации измеримы: на современных интеллектуальных предприятиях цикл разработки продукции сократился в среднем на 28,4%, производственная эффективность выросла на 22,3%, уровень брака снизился на 50,2%, а выбросы углекислого газа уменьшились на 20,4%.
Долгосрочная перспектива зафиксирована уже в рекомендациях к 15-му пятилетнему плану, где речь идет о «комплексной реализации программы «Искусственный интеллект+»», использовании ИИ для радикальных изменений в научных исследованиях и углублении его интеграции с промышленным развитием, культурным строительством, благосостоянием населения и социальным управлением. К 2027 году Китай планирует занять лидирующие позиции в глубокой интеграции ИИ в шести ключевых областях, при этом уровень проникновения интеллектуальных терминалов нового поколения должен превысить 70%, а масштабы основных отраслей интеллектуальной экономики — быстро расти.
Отдельное измерение китайской стратегии связано с глобальным регулированием ИИ. Предложенная в 2023 году Си Цзиньпином «Глобальная инициатива по управлению искусственным интеллектом» стала попыткой предложить международному сообществу альтернативную модель, основанную на принципах открытости, обмена технологиями и наращивания потенциала, что особенно важно на фоне фрагментации глобального регулирования и усиливающейся технологической конкуренции между ведущими державами.
Вопрос технологий
При этом ставка Китая на самостоятельные инновации не означает отказ от открытости или попытку «изобрести велосипед заново». Напротив, развитие искусственного интеллекта рассматривается как процесс, невозможный без участия в глобальном технологическом обмене и сотрудничестве. В сфере фундаментальных исследований ключевую роль сыграли фреймворки глубокого обучения TensorFlow и PyTorch, созданные мировым сообществом открытого исходного кода и обеспечившие базовую технологическую платформу для развития ИИ в Китае. Опираясь на экосистему open-source и крупномасштабных моделей, Китай стремится снизить зависимость от закрытых систем американских технологических гигантов, одновременно предлагая собственные решения для глобального развития искусственного интеллекта и расширяя пространство технологической конкуренции.
Принципиальным элементом этой модели остается баланс между государственным участием и рыночными механизмами. Генеральный секретарь КНР Си Цзиньпин подчеркивал, что решающая роль рынка в распределении ресурсов не должна подменять функцию государства, так же, как и усиление государственной роли не должно нивелировать значение рынка. Такая координация рассматривается как базовый принцип функционирования современной экономической системы и как необходимое условие развития передовых технологических направлений, включая искусственный интеллект, где ни государство, ни рынок по отдельности не способны обеспечить устойчивый результат.
Роль государства в развитии ИИ
Мировой опыт наглядно показывает, что именно государство зачастую берет на себя риски начального этапа технологического прорыва. Раннее финансирование Агентством перспективных оборонных исследований США (DARPA) таких проектов, как ARPANET — предшественник интернета, и технологий автономного вождения, а также поддержка фундаментальных исследований в рамках китайского мегапроекта «Научно-технические инновации 2030 — Искусственный интеллект следующего поколения», включая интерфейсы «мозг-компьютер» и нейроморфные вычисления, иллюстрируют роль государства в тех областях, где рынок не готов действовать из-за высокой неопределенности и долгих горизонтов окупаемости. По мере перехода технологий в стадию прикладного использования и коммерциализации инициативу перехватывает рынок, где конкуренция компаний и обратная связь от пользователей обеспечивают масштабирование, рост производительности и формирование коммерческой ценности. Характерным примером такого замкнутого цикла стала крупномасштабная модель ChatGPT от OpenAI, развитие которой опиралось как на первоначальное финансирование Национального научного фонда США, так и на рыночные инвестиции и внедрение со стороны Microsoft, связав фундаментальные исследования, прикладные решения и коммерческую монетизацию в единую экосистему.
Глобальный уровень регулирования
При этом китайский подход не сводится к жесткому государственному регулированию. Си Цзиньпин подчеркивал, что решающая роль рынка в распределении ресурсов не должна нивелировать роль правительства, равно как и усиление государственной функции не должно подменять рыночные механизмы. В сфере ИИ это означает, что государство берет на себя финансирование и координацию тех направлений, где рынок не готов действовать самостоятельно, включая фундаментальные исследования и инфраструктурные проекты, тогда как коммерциализация и масштабирование технологий происходят за счет конкуренции компаний и пользовательской обратной связи. Примером такого баланса служит проект «Восточные данные, западные вычисления», позволивший одновременно решить проблему нехватки вычислительных мощностей в восточных регионах и стимулировать развитие цифровой экономики на западе страны.
В совокупности китайская модель развития искусственного интеллекта демонстрирует, как сочетание стратегического государственного планирования, рыночных стимулов и международной открытости позволяет превратить ИИ из экспериментальной технологии в системный фактор экономического и социального развития, формируя не только новые отрасли, но и новые стандарты качества жизни.