В Астане состоялись переговоры на высшем уровне между президентами Казахстана и Ирана. И если официальная повестка была сосредоточена на логистике и торговле, то эксперты призывают обратить внимание на глубинный фундамент этих отношений. Известный иранский мыслитель Яхья Джахангири уверен: безвизовый режим — это способ разрушить стереотипы, а уникальный дар иранской делегации — копии редких рукописей — это ключ к общей исторической памяти. В эксклюзивном интервью он объяснил, почему курс Касым-Жомарта Токаева на построение «Справедливого Казахстана» находит глубокий отклик в интеллектуальных кругах Востока.

– Господин Джахангири, введение безвизового режима часто рассматривается технически как стимул для туризма. Но философски, помогает ли этот шаг убрать «ментальные границы» между нашими народами?
– Безусловно. Безвизовый режим между Ираном и Казахстаном выходит далеко за рамки простого политического решения. Это серьезное обязательство обоих правительств и народов наладить прямые отношения «лицом к лицу». Статистика подтверждает эту реальность: после отмены виз количество иранских туристов в Казахстане выросло примерно в два раза. Это доказывает, что люди по обе стороны границы жаждут общения.
Для нас, иранцев, Казахстан – это не просто соседняя страна. Реальность такова, что мы делим общее историческое и цивилизационное наследие. Во время своих поездок в Казахстан я неоднократно ловил себя на ощущении, что нахожусь на родине. Эта культурная близость, усиленная безвизовым режимом, позволяет нам разрушить ментальные барьеры, иногда создаваемые медиа, и раскрыть нашу общую истину.
– Одной из новостей визита стала совместная выставка, где президенты ознакомились с древними рукописями. Каков символический смысл этого события?
– Это знаковый момент. Президенты осмотрели копии древних рукописей из архивов Министерства иностранных дел Ирана, которые содержат ценные сведения о событиях в Казахстане в XVIII–XIX веках. Тот факт, что эти документы впервые представлены общественности, говорит о высочайшем уровне доверия. Президент Токаев справедливо назвал это «очень ценным подарком», отметив, что документы содержат неизвестные ранее исторические факты.
Философски это подтверждает наличие тесных, вековых связей между нашими народами. Мы не просто соседи по карте, мы – соавторы общей истории. Когда Иран открывает свои архивы для Казахстана, это «дипломатия памяти», которая показывает, что мы готовы вместе изучать прошлое ради общего будущего.
– Как философ, как Вы оцениваете фигуру Президента Касым-Жомарта Токаева и его курс на построение «Справедливого Казахстана»?
– Сама идея «справедливого правителя» является одной из самых фундаментальных концепций в политической и социальной философии. Мне было поистине отрадно видеть, что в риторике уважаемого Президента Казахстана ключевое слово «справедливость» особо подчеркнуто.
Когда мы говорим «Справедливый Казахстан», мы имеем в виду страну, где уважаются права не только людей, но и природы, и будущих поколений. Токаев понимает: развитие не должно достигаться ценой уничтожения наследия.
Кроме того, Президент Казахстана мудро отметил, что передовые технологии не должны наносить ущерба духовности и уникальной культуре. Это стратегически важный акцент. Токаев демонстрирует качества правителя, который использует все достояние своей земли – её культурное многообразие и интеллектуальные ресурсы – для благого управления.
– Вернемся к нашим общим корням. Наши земли связаны наследием великого Аль-Фараби – Второго Учителя. В современном турбулентном мире может ли это наследие служить «противоядием» от радикализма?
– Абу Наср аль-Фараби – это не просто историческая фигура, это гигантский интеллектуальный мост между нашими странами. Сегодня его наследие играет важнейшую роль в противодействии радикализму. Фараби представляет миру ислам, который является философским, культурным и интеллектуальным, а не радикальным. Его видение инклюзивно и может вдохновлять не только исламский мир, но и все человечество. В Иране аль-Фараби всегда глубоко изучали и почитали. Я надеюсь, что его идеи не останутся запертыми в учебниках, а будут передаваться новым поколениям через фильмы, совместные арт-проекты и культурные инициативы. Это наш общий актив, который нужно использовать.
– И последний вопрос. В одной из своих работ Вы упоминали, что истинный прогресс невозможен без нравственного компаса. Является ли культура тем «цементом», который скрепляет политические союзы?
– Опыт показывает, что экономическое взаимодействие без культурного фундамента не может быть устойчивым. Чисто экономические отношения – хрупкие и нестабильные. – Однако, когда в это уравнение интегрируются культура, история и общие ценности, создается прочная основа. Мы не просто торгуем – мы взаимодействуем как носители единой цивилизации. Именно это превращает ситуативное партнерство в долгосрочный стратегический союз, способный обеспечить региональный и глобальный мир.