30 сентября 2025 года состоялось важное для развития транспортно-логистической системы нашей страны событие: Касым-Жомарт Токаев запустил вторую линию железной дороги «Достык – Мойынты». Она является ключевым инфраструктурным проектом для увеличения грузоперевозок между Казахстаном и Китаем, сокращает сроки доставки товаров и укрепляет транзитный потенциал страны.

В результате пропускная способность маршрута увеличится в пять раз, а скорость контейнерных перевозок возрастет.
Для Казахстана транспорт и логистика — это «кровеносная система» экономики, обеспечивающая бесперебойное движение товаров, ключевой фактор развития экономики и активизации межрегионального взаимодействия. Этот сектор обеспечивает своевременные поставки товаров — от сырья до конечного потребителя, что необходимо для конкурентоспособности бизнеса и укрепления связей внутри страны и с другими государствами.
Поэтому дороги для Казахстана с его огромными территориями, на которых населенные пункты разрознены на десятки и сотни километров, играют огромную роль. При этом в нашей новейшей истории были годы, когда дороги, особенно в сельских территориях, были вовсе не дорогами, а всего лишь направлениями. Нельзя сказать, что уже удалось превратить их в комфортные автострады, но процесс идет, и он меняет картину дел в дорожной сфере страны. Об этом говорят цифры статистики, с которой, как известно, не поспоришь.
Объем транзитных перевозок Казахстана за январь–август 2025 года составил 25,81 млн тонн, что на 3,2 % выше объема аналогичного периода 2024 года (24,99 млн тонн). В 2025 году строительными и ремонтными работами охвачено рекордные 13 тыс. км дорог. Из них 6,6 тыс. км приходится на капитальный и средний ремонт республиканской сети, 4,1 тыс. км — на ремонт местной дорожной сети. До конца текущего года планируется завершить ремонт 6,1 тыс. км дорог.
По мере завершения дорожно-строительных работ введена платность на 10 участках протяженностью 2 тыс. км, что позволило увеличить общую протяженность платных дорог с 3,2 тыс. км до 5,2 тыс. км.
Важной задачей Правительства Казахстана остается развитие авиации и воздушных сообщений. Для ее решения выделяются инвестиции и реализуются новые проекты. В настоящее время парк воздушных судов составляет 105 единиц, в том числе 7 новых самолетов типа Airbus A320 и 1 новый Boeing 737 MAX 8, поставленные отечественным авиакомпаниям в первом полугодии 2025 года.
На сегодня возобновлено и открыто авиасообщение с 31 страной по 144 международным маршрутам общей частотой 842 рейса в неделю — в том числе в государства СНГ (Россию, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Грузию, Беларусь, Азербайджан), страны Европы, Ближнего Востока и Азии.
Авиасообщение призвано связать регионы, включая самые дальние уголки страны, с областями и столицей. В 2025 году начато восстановление аэропорта в Аркалыке, ведется строительство аэропортов в Катон-Карагайском районе и городе Зайсан Восточно-Казахстанской области. Эти районы обладают высоким туристическим потенциалом, и развитие авиасообщения позволит туристам комфортно и быстро добираться до них.
Кроме того, презентован генеральный план развития аэропорта Алматы, заключено соглашение об инвестициях по аэропорту Астаны на общую сумму 154 млрд тенге прямых и 393 млрд тенге косвенных инвестиций. Еще одно соглашение об инвестициях подписано в рамках плана по строительству грузопассажирского аэропорта СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота» на сумму 250 млрд тенге.
За 9 месяцев 2025 года объем перевозок грузов железнодорожным транспортом составил 339,4 млн тонн — на 10,5 % больше, чем за аналогичный период 2024 года (220,1 млн тонн). В рамках поручения Главы государства до 2029 года планируется провести ремонт 11 тыс. км железнодорожных участков, из которых уже завершены работы на более чем 2,8 тыс. км. В текущем году планируется ремонт 1 480 км железных дорог.
На 33 % увеличились контейнерные перевозки через казахстанские морские порты. Реализуется проект по строительству контейнерного хаба в порту Актау: 9 июня 2025 года запущен первый пусковой комплекс, завершение строительства планируется в декабре 2025 года. Проект позволит увеличить пропускную способность порта до 240 тыс. ДФЭ (условных контейнерных единиц).
За 9 месяцев 2025 года объем перевозок грузов речным транспортом составил 1,1 млн тонн, что на 7,5 % больше, чем за аналогичный период 2024 года (1 млн тонн). Перевозки осуществляются в Иртышском, Урало-Каспийском и Или-Балхашском водных бассейнах.
Защита интересов отечественных автомобильных перевозчиков на рынке международных транспортных услуг является одним из приоритетов Правительства. В целях расширения географии перевозок заключены межправительственные соглашения с 42 странами, с которыми ежегодно проводится обмен квотами иностранных бланков разрешений.
Квота обмена иностранными бланками разрешений определяется с учетом интересов отечественных перевозчиков, защиты казахстанского рынка и предложений отраслевых ассоциаций. Принимаются меры по полному переходу на цифровой формат взвешивания автотранспортных средств с использованием автоматизированных станций измерения (АСИ) и автоматическим привлечением к административной ответственности за нарушения. На сегодня установлены 63 станции (30 — на республиканских, 33 — на местных дорогах).
Также приняты новые правила распределения иностранных бланков разрешений для автоперевозок, направленные на исключение перепродажи на теневом рынке и формирование здоровой конкуренции в сфере международных перевозок.
Ратифицировано межправительственное соглашение с Китаем в области автоперевозок, в рамках которого Казахстан стал первой страной, получившей право осуществлять транзитные автоперевозки вглубь территории КНР.