9–10 октября Душанбе принял второй саммит «Центральная Азия – Россия» и заседание Совета глав государств СНГ с участием Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Столица Таджикистана стала центром евразийской дипломатии: диалог лидеров Центральной Азии с Россией и встречи в рамках СНГ показали укрепление прагматичного партнерства. Страны региона, сохраняя историческую и экономическую близость с Россией, подтверждают готовность развивать сотрудничество в экономике, транспорте, безопасности и гуманитарной сфере.
Центральная Азия – Россия: новый формат диалога
Еще в 2022 году в Астане прошел первый саммит в формате «Россия – Центральная Азия» как отправная точка этого нового диалогового механизма. Спустя три года, второй саммит в Душанбе призван придать ему дополнительный импульс и наполнить конкретным содержанием. При этом данный формат не подменяет существующие интеграционные структуры Евразии (ЕАЭС, ОДКБ, ШОС и др.), а дополняет их, позволяя обсуждать и решать вопросы напрямую в составе «пять плюс один». Его преимущество – в близости повесток и возможности оперативно согласовывать решения по ключевым направлениям (транспорт, энергетика, торговые правила, миграция) без длинных бюрократических процедур. Таким образом, центральноазиатская пятерка и Москва получили еще одну площадку для синхронизации усилий, особенно важную на фоне внешнеполитических вызовов.
Важно отметить, что интерес Москвы к региону Центральной Азии в последние годы заметно вырос не только из-за геополитических факторов, но и благодаря зрелым экономическим связям. Санкционное давление на Россию ускорило переориентацию торговых и технологических цепочек, и ближайшим пространством для промышленной кооперации и обходных логистических маршрутов стал именно центральноазиатский регион. Причем речь идет не о временном замещении импортных рынков, а о формировании глубокой связки экономик: энергетические системы и трубопроводы связывают Россию и Центральную Азию еще со времен СССР, транспортные коридоры «Север–Юг» и «Восток–Запад» сходятся в регионе, а миллионы трудовых мигрантов из стран ЦА работают в РФ, обеспечивая устойчивые денежные потоки. Все эти факторы дополняются прагматичным расчетом: как отмечают эксперты, ближний круг партнеров надежнее и выгоднее дальних – транзакционные издержки ниже, эффект масштаба достигается быстрее. В условиях, когда западное направление для России во многом закрыто, Центральная Азия объективно приобрела особую значимость как емкий рынок и транзитный хаб.
На этом фоне саммит «Центральная Азия – Россия» 2025 года стал подтверждением курса на углубление прагматичного сотрудничества. В итоговых документах встречи был согласован детальный План совместных действий до 2027 года, включающий свыше 50 мероприятий, что подчеркивает нацеленность сторон на практическую реализацию договоренностей. По сути, речь идет о формировании новой модели взаимодействия, основанной на снятии барьеров, совместных инвестициях и координации инфраструктурных проектов. Такая стратегия отвечает интересам как центральноазиатских государств, стремящихся извлечь максимум пользы из своей многовекторной дипломатии, так и России, ищущей надежных партнеров в условиях глобальной турбулентности.
Торгово-экономические связи и индустриальная кооперация
Экономическое сотрудничество составляет фундамент отношений Центральной Азии и России. Статистика ясно отражает взаимную заинтересованность: на долю России приходится около трети внешнеторгового оборота стран Центральной Азии. По итогам 2024 года общий товарооборот между Российской Федерацией и центральноазиатскими республиками вырос на 20% и превысил $50 млрд. Более половины этого объема обеспечивает двусторонняя торговля Казахстана и России – в прошлом году она достигла $28 млрд. Для Казахстана северный сосед давно стал ключевым рынком и источником многих товаров: доля РФ во внешней торговле РК превышает 20%, а в импорте составляет около 30%. После некоторого снижения в 2022–2023 гг., в 2024 году доля российских товаров в импорте Казахстана снова поднялась до 30,5%, прервав прежнюю тенденцию. Одновременно заметны сдвиги в структуре экспорта: доля сырья и полуфабрикатов в казахстанском экспорте в РФ выросла до 83%, тогда как вывоз машиностроительной продукции снизился (до 17%). Это указывает на растущий спрос российской стороны на казахстанское сырье и материалы.
Россия остается не только главным торговым партнером, но и одним из крупнейших инвесторов в экономики Центральной Азии. В Казахстане накопленный объем российских инвестиций превысил $26 млрд, причем только за последний год приток капитала из РФ вырос на 33% и достиг более $4 млрд. Эти вложения фокусируются прежде всего на совместных индустриальных проектах – за последние годы реализовано 114 проектов с объемом инвестиций свыше $21 млрд, еще 33 новых проекта на $4,5 млрд находятся в стадии реализации. Промышленная кооперация охватывает различные отрасли: от машиностроения (например, запуск литейного производства КАМАЗ в Костанае, завод «Татнефть» по выпуску шин в Сарани) до химической индустрии (строительство в Казахстане предприятий по производству минеральных удобрений при участии российских компаний). Примечательно, что по состоянию на 2025 год портфель совместных инициатив Казахстана и России насчитывает 171 проект на общую сумму более $53 млрд – это в шесть раз больше, чем предусматривала дорожная карта сотрудничества 2019 года. Такой рост подтверждает долгосрочный характер экономической интеграции двух стран.
Для государств Центральной Азии в целом Россия остается емким рынком сбыта и важным источником технологий и инвестиций. Казахстан и его соседи стараются извлечь максимум пользы из этих связей, одновременно развивая отношения и с другими крупными центрами силы. Так, странами региона декларируется приверженность многовекторности – не случайно параллельно растет интерес к Центральной Азии со стороны Китая, Турции, стран ЕС и Ближнего Востока. Нужно понимать, что правильная реализация такой стратегии требует тщательно выверенного баланса. Центральноазиатские государства могут играть роль своего рода узла согласования интересов в многополярном мире, выступая честными посредниками между Россией и остальными партнерами.
Транспортные коридоры и транзитный потенциал
Одной из центральных тем душанбинских встреч стало развитие транспортно-логистических связей. Для стран Центральной Азии и России, не имеющих прямого выхода к Мировому океану, эффективные сухопутные коридоры жизненно важны. Казахстан, обладая уникальным географическим положением, выступает центральным звеном евразийской транспортной сети. По его территории проходят 11 международных транспортных маршрутов (5 железнодорожных и 6 автомобильных), по которым осуществляется около 85% сухопутных грузоперевозок между Азией и Европой. За 15 лет в развитие инфраструктуры вложено свыше $35 млрд, что позволило значительно нарастить транзитные перевозки. Так, железнодорожный транзит грузов из России через Казахстан в государства Центральной Азии за последние три года увеличился на 26% (до более 30 млн тонн), а обратный поток из ЦА в РФ вырос почти на 50%. Впечатляющими темпами растут и поставки российских товаров в Китай транзитом через казахстанскую территорию – объемы выросли в 3 раза, превысив 5 млн тонн в год.
На саммите была подчеркнута стратегическая важность сопряжения национальных инфраструктур и устранения «узких мест» на маршрутах. Токаев предложил запустить совместную программу инвестиционного и инфраструктурного сопровождения восточной ветки коридора «Север–Юг» (через Казахстан и Туркменистан до Ирана) и создать постоянный Совет по развитию этого евразийского маршрута. Предполагается подключать к инициативе международные финансовые институты и фонды; предметное обсуждение деталей решено провести в ходе визита Токаева в Россию в ноябре. Параллельно внимание уделяется развитию транзитных путей через территорию Афганистана на рынки Южной Азии – эти маршруты в перспективе могут связать ЦА с пакистанскими и индийскими портами, дав прямой выход к Индийскому океану.
Российская экономика сегодня ускоренно переориентирует свои товаропотоки на юг – в сторону Индии, Китая и других азиатских стран. Для Казахстана и его соседей это шанс не только выступить транзитным коридором, но и нарастить собственный экспорт по маршруту «Север–Юг». Сейчас на уровне правительств обсуждается координация усилий по развитию ключевых узлов и стыков, что должно сделать логистику между Россией и Центральной Азией более предсказуемой и выгодной для всех участников. Кроме того, лидеры стран на саммите СНГ одобрили формирование формата «СНГ плюс», призванного расширить международные связи Содружества. По сути, «СНГ+» станет гибкой платформой для взаимодействия стран СНГ с внешними партнерами, заинтересованными в сотрудничестве, без необходимости их формального вступления в организацию. Такой подход позволит привлечь к совместным проектам новых участников и вписать центральноазиатские транспортные коридоры в глобальные цепочки поставок еще более плотно.
Энергетическая кооперация
Энергетика – ключевая отрасль сотрудничества Центральной Азии и России. Через систему КТК Россия обеспечивает транзит казахстанской нефти на мировые рынки, а по новым договоренностям увеличивает экспорт нефти в Китай через казахстанскую территорию. Газовая интеграция укрепилась созданием трехстороннего «газового союза» России, Казахстана и Узбекистана, который обеспечит стабильные поставки топлива и развитие новых трубопроводов.
В атомной сфере Казахстан при содействии «Росатома» строит свою первую АЭС (планируемый ввод в 2035 году) и стремится организовать полный цикл ядерного топлива. Для подготовки специалистов в Алматы открыт филиал российского университета МИФИ. Таким образом, партнерство охватывает весь спектр – от углеводородов до мирного атома, давая странам доступ к технологиям, инвестициям и новым рынкам.
Аграрное сотрудничество и продовольственная безопасность
Сельское хозяйство – еще один важный вектор партнерства Центральной Азии и России. Обе стороны входят в число крупнейших мировых производителей зерна, и Президент Токаев предложил перейти к созданию совместных кластеров глубокой переработки зерна, чтобы вместо конкуренции на рынке сырья выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Такой подход позволил бы двум «житницам» Евразии совместно укрепить продовольственную безопасность. Сегодня значительная часть продуктов питания на рынках ЦА – например, более 50% продовольствия в Казахстане – импортируется из РФ. Локализация производства на месте в кооперации с российским бизнесом даст новые рабочие места и обеспечит трансфер технологий. Уже создается сеть совместных агропромышленных зон и логистических хабов, облегчающих кооперацию по всей цепочке от поля до прилавка.
Особое внимание уделяется агротехнологиям: совместное внедрение инноваций – от стартапов до точного земледелия и ИИ – способно вывести агропромышленный комплекс на новый уровень. В целом, синергия потенциалов стран Центральной Азии с экономическими возможностями России призвана придать новое качество сотрудничеству, причем партнеры договорились действовать сообща, не вступая во взаимную конкуренцию на внешних продовольственных рынках.
Гуманитарные и образовательные связи
Лидеры уделили внимание и гуманитарному измерению партнерства. В российских вузах обучаются десятки тысяч студентов из Центральной Азии (более 60 тысяч из Казахстана), а в странах региона открыто несколько филиалов ведущих российских университетов (только в Казахстане их 9).
Для дальнейшего укрепления связей предложено провести Форум ректоров вузов Центральной Азии и России и создать совместную онлайн-платформу «Цифровая библиотека ЦА–РФ» для обмена образовательными ресурсами. Русский язык продолжает играть роль общего средства общения между народами, а новые культурные инициативы – например, Ассоциация креативных индустрий СНГ – нацелены на поддержку молодежи и углубление дружеских связей.
Вопросы безопасности: общий подход
Проблемы безопасности в регионе носят общий характер, и Центральная Азия с Россией координируют усилия для их решения. Совместная борьба с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и киберпреступностью требует слаженных действий компетентных органов. Решено продолжать регулярные консультации секретарей Советов безопасности в формате «ЦА – Россия» и активно задействовать специализированные структуры – такие как Центральноазиатский информационный центр по борьбе с наркотиками (ЦАРИКЦ) и Антинаркотический центр ШОС.
Особое внимание уделяется Афганистану: лидеры выступили за вовлечение этой страны в региональные экономические процессы, что поможет стабилизировать ситуацию. В рамках СНГ утверждены программы совместных действий по борьбе с терроризмом (2026–2028) и укреплению пограничной безопасности (2026–2030), а также новая Концепция военного сотрудничества. Политическое руководство подчеркивает, что только сообща страны региона способны противостоять современным вызовам. Президент Токаев отметил критическую необходимость объединения усилий на фоне глобальной нестабильности и снижения доверия в мире, подчеркнув, что СНГ доказало свою востребованность в качестве механизма укрепления доверия в новых исторических условиях.
Выводы
Итоги душанбинских саммитов демонстрируют прагматичную логику политики Казахстана и его соседей по Центральной Азии. Через различные интеграционные площадки – СНГ, ЕАЭС, ШОС, Организацию тюркских государств и формат «Центральная Азия – Россия» – выстраивается перекрестная сеть партнерства, где клуб друзей не ограничен одним направлением. Разноуровневые форматы дополняют друг друга, запускаются якорные проекты развития, способные стабилизировать экономики стран в периоды внешней турбулентности. Особое место отводится транспортно-логистической повестке, призванной обеспечить выход Центральной Азии на мировые рынки. Центральная Азия стремится быть не только транзитным коридором, но и центром экспертизы, науки и производства – недаром К.-К. Токаев подчеркивает: «Успешная Центральная Азия – успешный Казахстан». Новые интеграционные форматы и инициативы показывают готовность региона эволюционировать и привлекать новых партнеров для решения общих задач. Казахстан в этих процессах выступает активным модератором, продвигая принципы открытого диалога и взаимовыгодного сотрудничества на всем евразийском пространстве.
При этом сохраняется осознание особой роли России: как отметил Токаев, «Казахстан и Россия в хорошем смысле слова обречены на вечное союзничество, стратегическое партнерство и, в конце концов, дружбу». Одновременно государства Центральной Азии едины в намерении укреплять региональную солидарность и формировать пространство созидания и прогресса на основе доверия – именно этому служат новые договоренности, достигнутые в Душанбе.