В Алматы фиксируется стремительный рост числа электровелосипедов, которые всё чаще используются как альтернатива мопедам. Однако, как отмечают в городской полиции, многие владельцы намеренно обходят требования по регистрации, считая электровелосипеды «легким транспортом». Между тем, по закону, большинство современных моделей попадает под категорию мопедов и должно регистрироваться на общих основаниях.
По данным Департамента полиции Алматы, значительная часть продаваемых и используемых в городе электровелосипедов имеет мощность свыше 400 Вт и развивает скорость до 40–45 км/ч. Эти показатели превышают допустимые пороговые значения, установленные законодательством, — 250 Вт и 25 км/ч соответственно. Таким образом, такие транспортные средства юридически считаются мопедами и подлежат обязательной регистрации, должны иметь техпаспорт, государственный номер и страховку.
Начальник Управления административной полиции Асхат Кулбаев подчеркнул, что речь идёт не только о соблюдении формальных требований, но и о безопасности участников дорожного движения.
«Мы понимаем интерес граждан к электровелосипедам. Однако важно помнить: транспорт с мощностью свыше 250 Вт и скоростью более 25 км/ч относится к категории мопедов. Его эксплуатация без регистрации и необходимых документов недопустима. Это не только вопрос безопасности, но и защиты прав владельцев — регистрация подтверждает право собственности и позволяет быстрее вернуть транспорт в случае кражи или утери», — отметил он.
По словам полицейских, рост количества незарегистрированных электровелосипедов усложняет контроль за дорожной ситуацией и влияет на аварийность. Власти напоминают, что регистрация — это, прежде всего, инструмент порядка и гарантированная правовая защита владельцев.
С начала апреля 2025 года водители мопедов и электровелосипедов, подпадающих под эту категорию, несут ответственность на общих основаниях. Их могут привлекать к административной ответственности за нарушение скоростного режима, выезд на встречную полосу, опасное вождение, управление в состоянии опьянения или без водительского удостоверения.
По информации полиции, к лету 2025 года около 95% владельцев мопедов в Алматы уже прошли регистрацию и получили соответствующие права. Теперь аналогичная работа проводится с владельцами электровелосипедов, число которых растёт особенно быстро. В полиции подчёркивают, что переход к легальной эксплуатации поможет интегрировать новый вид транспорта в общую дорожную инфраструктуру города и снизить риски для всех участников движения.