В Казахстане зарегистрировано свыше 20 тысяч неправительственных организаций. Кроме того, в стране активно функционируют различные инициативные и общественные движения, не имеющие юридического оформления, то есть не имеющие государственной регистрации. Их деятельность охватывает широкий круг вопросов — от охраны окружающей среды до правозащитной деятельности. Среди них и те организации, которые реализуют свои проекты при поддержке международных грантов и донорских программ.
Механизм получения финансирования от международных фондов и зарубежных дипломатических представительств достаточно стандартен: неправительственная организация формирует заявку, содержание которой должно соответствовать приоритетам и ожиданиям донора; затем выделяются средства, реализуется проект, по итогам подготавливается отчет с описанием достигнутых результатов. На практике такие механизмы нередко превращаются в эффективные каналы идеологического, политического, а подчас и экономического влияния извне.
При этом подобные процессы зачастую сопровождаются риторикой о развитии демократических институтов и защите прав человека — тем самым придавая вмешательству во внутренние дела страны привлекательную, внешне благородную оболочку.
Лидеры либеральных мнений, опираясь на концепцию «мягкой силы», фактически участвуют в распространении пропаганды, что по сути является одним из ключевых инструментов международного воздействия. «Пропаганда», слово международными грантодателями не любимое и всячески порицаемое, однако, как бы к ней ни относились, именно она остаётся универсальным и широко используемым рычагом в арсенале любой крупной геополитической силы. Отличаются лишь формы подачи, технологии и охват аудитории. По своей сути, это не только инструмент формирования общественного мнения, но и важный элемент стратегического информационного воздействия
Одним из первых колоссальные средства на реализацию своих методов пропаганды в Казахстан стал вливать Фонд Джорджа Сороса. В далеком 1995 году в республике была создана неправительственная благотворительная организация, учрежденная Институтом Открытого Общества (OSI), которая вдруг озаботилась целью «продвижения ценностей открытого общества в Казахстане». Казахстанцы, люди доверчивые по своей природе, да и не сталкивавшиеся тогда с геополитической реальностью, даже ни не задались вопросом, а зачем какому-то Джорджу Соросу, гражданину далеких от нас США, вдруг продвигать «ценности открытого общества». И вообще, что это такое — «Открытое общество»? Какие такие у него ценности?
С начала своей деятельности в РК фонд выделил около 100 млн долларов грантовых средств.
На эти деньги финансировались экологические НПО, издавались журналы и книги, проводились конференции и тренинги, организовывались поездки за рубеж для представителей СМИ, культуры и искусства. В сферу интересов фонда были вовлечены юристы, педагоги и даже библиотекари.
Затем в Казахстан «пришли» гранты международных институтов, государственных и частных фондов Европы, США, России и других стран. Колесо идеологической борьбы за умы казахстанцев закрутилось с бешеной скоростью. Сформировался гражданский сектор, четко поделенный на сегменты ― от низовых активистов до НПО, распределяющих финансирование между организациями поменьше.
«Новоиспеченная» активистская элита Казахстана слепо начала копировать и рекламировать диктуемые ей тренды, далекие от реальных и насущных потребностей общества. Так, вместо решения ключевых вопросов – таких как, доступность образования и рабочих мест для сельской молодежи, началось навязывание чуждых нашему обществу идей вроде гендерной идентичности.
Несколько лет назад так называемые «независимые» СМИ с восторгом освещали «ЛГБТ-десанты», которые под видом феминистических лекций пытались промывать мозги нашей молодежи. Когда же простые казахстанцы, далекие от этих навязанных «прав», справедливо возмутились, активисты и их западные покровители тут же обвинили нас в «отсталости». Цинично противопоставляя наши традиционные ценности их сомнительным «свободам», они сознательно раскалывают общество.
Впрочем, на противопоставлении выстроена вся работа грантополучателей. Причем зачастую происходит намеренное искажение происходящих в стране процессов, выворачивание реальности и превращение ее в активистский сюрреализм.
Далеко за примером ходить не нужно: известная Молодежная информационная служба Казахстана ― крупная НПО, существующая исключительно на иностранные гранты. Она была создана в 1998 году после того, как студенты алматинских вузов провели общественную кампанию «СтудентТЫ ― ЗА льготный проезд». Очень быстро из актива протестного студенчества сформировалась организация, которая на протяжении многих лет отрабатывает гранты Фонда «Сорос-Казахстан», Национального фонда поддержки демократии, Freedom House и многих других структур.
В качестве примера незарегистрированной организации можно привести инициативу «ТрансДоча», которая оказывает «экстренную оперативную помощь транс феминным секс работницам, чьи права были нарушены, включая юридическую и психологическую поддержку, экстренную защиту, медицинскую помощь и поддержку в реализации жилищных прав». Говоря проще, в сфере интересов «ТрансДочи» ― проститутки, сменившие пол с мужского на женский (зачастую только формально).
Руководит незарегистрированной организацией Нари Алибекова, совершивший транс-переход мужчина, который уже официально сменил пол, имя и документы на женские. Международные организации называют ее правозащитницей. «ТрансДоча» является членом TGEU (Transgender Europe) ― организации, возглавляемой транслюдьми. TGEU «привержена своей деятельности по формированию сильных транс-организаций и трансдвижений». Своим членам она помогает привлекать средства и составлять заявки на гранты.
А нужен ли казахстанскому обществу такой «активизм»?
Сегодня в Казахстане сформировалась прослойка профессиональных получателей грантов — людей, чья деятельность зачастую сводится не к решению насущных проблем, а к освоению внешнего финансирования. Их интересует не столько миссия, сколько бюджеты. По сути, это кадровые исполнители, обслуживающие запросы зарубежных структур, чьи цели далеко не всегда совпадают с интересами казахстанских граждан.
Особую тревогу вызывает то, что в эту сферу втягиваются умные и амбициозные молодые казахстанцы. Им предлагается карьерный лифт: западные стажировки, высокие гонорары, медийная узнаваемость и статус «борцов за справедливость», которых в случае конфликта с государством заранее готовят к роли сакральных жертв «диктатуры». Но за этим фасадом часто скрывается тщательно отрепетированная игра на публику, где эффективность измеряется не результатами, а количеством мероприятий, постов в соцсетях и цитирований в западной прессе.
Под лозунгами «развития гражданского общества» разросся бюрократизированный сектор, где главное — отчётность перед иностранными донорами. В погоне за угадыванием желаний иностранных спонсоров, местные грантополучатели не гнушаются подгонять отчеты, манипулируя цифрами, фальсифицируя вовлеченность, искажая общественное мнение. На фоне этого теряются по-настоящему нужные инициативы — те НПО, которые работают с бездомными, подростками, многодетными семьями, — они вне модных повесток и потому не интересны донорам.
Всё это создает питательную почву для радикализации части молодежи. Под видом образовательных программ им фактически прививают модель конфронтации с собственным государством. Пройдя «обучение» за рубежом, участники начинают воспринимать любую внутреннюю политику как репрессивную, а государство — как врага. Все позитивные инициативы государства они извращают, и преподносят как им выгодно. За деньги они готовы участвовать в уличных акциях, кампаниях давления и даже взаимодействовать с политически мотивированными структурами за границей. То есть — к предательству интересов своей страны, которое можно расценить в зависимости от контекста совершаемых действий от агентуры иностранного влияния до шпионажа и диверсий.
Важно понимать: не все НПО враждебны, и не все гранты — зло. Но стоит признать, что внешнее финансирование — это не благотворительность. Это — инструмент. И в зависимости от того, в чьих он руках и с какой целью используется, гранты могут быть не только ресурсом поддержки, но и рычагом влияния, инструментом подрыва доверия к государству и размывания культурной и национальной идентичности.