За последние годы в Казахстане удалось изменить культуру взаимодействия между обществом и властными структурами. Появилось достаточное количество действенных механизмов выражения мнений и различных диалоговых площадок. О важности выстраивания диалога между государством и обществом неоднократно говорил Президент Касым-Жомарт Токаев. Тема развития гражданского общества стала одной из ключевых на четвёртом заседании Национального курултая.
О ключевых задачах, стоящих перед казахстанцами в этой сфере и реформах, реализованных по инициативе Главы государства, которые уже показали эффективность работы – в интервью с членом Национального курултая, депутатом Мажилиса Парламента РК Натальей Дементьевой.
— Наталья Григорьевна, как Вы оцениваете работу Национального курултая в развитии гражданского общества и формировании демократических институтов?
— Безусловно, работу Национального курултая в развитии гражданского общества и формировании демократических институтов я оцениваю положительно. В эти дни проходит четвёртое заседание Нацкурултая. Завтра состоится пленарное заседание с участием главы государства. Все предложения представителей гражданского общества услышаны, и мы можем быть в этом уверены, поскольку Президент на каждом заседании Национального курултая отмечает наиболее яркие инициативы, озвученные на предыдущих рабочих секциях. Сегодня я была участницей секции «Гражданское общество» и также озвучивала свои инициативы. Ведётся стенограмма. Я хочу сказать, что сегодня было высказано огромное количество различных мыслей и предложений — как экспертами неправительственного сектора, так и простыми людьми, входящими в состав Национального курултая. Я более чем уверена, что многие из них впоследствии будут отражены в законопроектах, над которыми будет работать Мажилис.
— Какие наиболее важные инициативы были приняты Президентом К. Токаевым для эффективного развития демократических процессов? Какие Вы видите результаты?
— Одним из инструментов развития гражданского общества и гражданского участия является референдум, который за время правления нынешнего Президента РК Касым-Жомарта Токаева уже проводился дважды: первый раз — по принятию поправок в Конституцию Казахстана, второй — по вопросу строительства АЭС. Я считаю, что желания и чаяния граждан, безусловно, в рамках концепции «Слышащего государства» могут быть услышаны — необходимо лишь проявлять активность. Конечно, есть сложности, с которыми нам нужно бороться. В частности, важно добиваться от государственных органов логического завершения рассмотрения жалоб и обращений, поданных через портал «eOtinish» и онлайн-петиции. Если говорить об онлайн-петициях, которые являются новшеством для граждан Казахстана, то в случае их отклонения власти должны объяснять причины этого решения: почему петиция не была принята, сколько было положительных и отрицательных голосов, с чем связано её непринятие. Всё это должно быть чётко разъяснено народу. На самом деле в Казахстане уже существует множество инструментов для развития демократических процессов — это и общественный контроль, и партийные механизмы. Повторюсь: главное, чтобы общество проявляло активность в решении тех или иных задач.
— Какие вопросы и инициативы, затронутые на Национальном курултае, могут способствовать укреплению общественного диалога и сотрудничества между гражданами и государством?
— Вопросы и инициативы, затрагиваемые на заседаниях Национального курултая, направлены на укрепление общественного диалога и сотрудничества между гражданами и государством. Позже, когда глава государства озвучивает свои инициативы на пленарном заседании, они передаются в Парламент для рассмотрения и внесения поправок в законопроекты. Могу сказать, что по результатам обсуждений на третьем заседании Нацкурултая, прошедшем в Атырау в прошлом году, было принято девять законов, подписанных Президентом. Это крайне важные и резонансные для общества вопросы: семейно-бытовое насилие, лудомания, деятельность так называемых курьеров, распространяющих наркотики среди молодёжи, и другие. Таким образом, те законы, которые обсуждались в Мажилисе и Сенате, а затем поступили на подпись Президенту, — это именно те инициативы, которые были подняты на Национальном курултае и поддержаны обществом.
— Отражает ли, по Вашему мнению, Национальный курултай реальную волю граждан и учитывает ли их мнение при разработке решений, влияющих на общественное развитие?
— Национальный курултай действительно отражает волю граждан и учитывает их мнение при разработке законопроектов. Повторюсь: всё, что обсуждается на заседаниях сегодня, находит и найдёт отражение в законодательстве. Говоря о концепции «Слышащего государства», стоит отметить активное участие граждан в разработке законопроектов. Казахстанцы могут участвовать в рабочих группах, заседаниях Мажилиса, пленарных заседаниях и правительственных часах, которые проходят в онлайн-формате. Кроме того, представители гражданского общества могут принимать участие в обсуждениях на рабочих группах. Это и есть процесс реализации концепции «Слышащего государства».
— На Ваш взгляд, какие меры следует принять для того, чтобы Национальный курултай стал не просто консультативным органом, а реально работающим институтом гражданского общества?
— Я уверена, что со временем Национальный курултай действительно перерастёт из консультативного органа в полноценный институт гражданского общества. Пример тому — Ассамблея народа Казахстана. Когда она только создавалась, её статус был консультативно-совещательным, но со временем она зарекомендовала себя и стала конституционным институтом с парламентскими возможностями. Напомню, что ранее от Ассамблеи избирались депутаты, представлявшие интересы различных этнических групп в Парламенте. После внесённых поправок в Конституцию пять депутатов, назначенных от Ассамблеи, продолжают свою политическую деятельность в Сенате, отстаивая права всех этносов, проживающих в стране. Поэтому я более чем уверена: у Национального курултая светлое и важное будущее. Главное сейчас — проявлять активность, особенно членам Нацкурултая. В дальнейшем, возможно, этот орган сможет стать конституционным. Почему бы и нет?!