Скорее всего, в обозримом будущем Казахстан воздержится от подачи заявки в БРИКС, в том числе с учётом многоступенчатого процесса рассмотрения вопроса о членстве, а также других моментов, связанных с перспективами развития данного объединения. Об этом заявил Советник – пресс-секретарь Президента РК Берик Уали в интервью Tengrinews.kz.
По мнению руководителя Института евразийской политики Максима Крамаренко, в принципе, желание Касым-Жомарта Токаева, пока воздержаться от вступления в БРИКС, объяснимо.
Во-первых, мы состоим в ШОС, в которую входят государства, находящиеся на одном континенте. Здесь у нас есть прагматика присутствия – принимать участие в формировании «правил игры», скажем образно, в нашем общем Евразийском доме. К тому же, Казахстан в этой организации является одним из государств-основателей. Как мы помним, изначально цель ШОС заключалась в решении пограничных споров мирных, договорным путём. В итоге же организация стала развивать сотрудничество в разных сферах межгосударственного партнёрства, — отметил политолог.
БРИКС же пока оформляется как международная организация, со странами-участницами которой Казахстан имеет разные формы сотрудничества, подчеркнул Максим Крамаренко.
Думаю, что мы пока не спешим в эту организацию потому, что необходимо понять – насколько разными по целям и задачам окажутся БРИКС и ШОС. Если они будут, по сути, двумя экономическими союзами, совпадающими по ряду крупных участников, то возможно, имеет смысл сконцентрироваться на участии в той организации, которая объединяет регион, где расположен сам Казахстан.
Во-вторых, считает руководитель Института евразийской политики, здесь можно понять Главу государства Касым-Жомарта Токаева как автора принципа внешнеполитической многовекторности Казахстана.
БРИКС сейчас, расширяясь на фоне обострившихся противоречий коллективного Запада с остальным миром, имеет возможность превратиться из экономического союза в геополитический. Соответственно, при таком раскладе, вступить туда – значить встать на одну из сторон, то есть нарушить собственный принцип. Поэтому, проще говоря, мы пока будем посмотреть, как будет развиваться БРИКС, не исключая при этом взаимодействие и сотрудничество с объединением, — подытожил мысль Максим Крамаренко.