С профессиональным интересом наблюдаю, какие копья ломаются из-за строительства АЭС на Балхаше и предстоящего референдума. Я выношу мнение только с позиции собственной компетенции – о том, какая информация есть и как она влияет на людей, пишет Ассоль Мирманова
«То, что планируется референдум по данному вопросу – уже хорошо, поскольку демонстрирует стремление правительства учесть мнение населения при принятии важных решений. Но считаю, что есть очевидные лакуны в вопросах гражданского образования и дебаты разных уровней в преддверии референдума являются маркерами качества гражданского образования в Казахстане в целом, а также представляются интересными с точки зрения мобилизации ресурсов и умения работать в кризисных условиях — поскольку мы имеем непроработанную коллективную травму Семипалатинского ядерного полигона.
Этот фактор почему-то выпадает из общественного дискурса, но его необходимо учитывать при формировании плана разъяснительной работы в регионах как по данному вопросу, так с другими социально-чувствительными темами.
Наверное, мне стоит отдельно написать о манипуляции травматическим опытом – что об этом говорит наука. Потому что страхи мешают многим людям взглянуть на ситуацию объективно.
Страхи населения часто основаны на историческом опыте и общей информированности о технологии. В Казахстане, как и во многих постсоветских странах, негативное восприятие атомной энергетики связано с чернобыльской катастрофой и испытаниями ядерного оружия в Семипалатинске. Эти события оставили глубокий след в сознании наших граждан, способствуя формированию стойких стереотипов и опасений, связанных с атомной энергетикой как «плохой» для жизни отраслью.
Поэтому учет фактора исторической памяти в разъяснениях со стороны государства по строительству АЭС поможет решить две задачи – повысить общую грамотность граждан по условиям безопасной атомной энергетики и частично проработать коллективную травму, которая при игнорировании так или иначе будет выстреливать.
Также есть три значимых вопроса, которые нуждаются в последовательном разъяснении. Первый вопрос – почему именно АЭС, а не развитие ветро- или солнечной энергетики. Я не обладаю компетенциями в этой сфере, поэтому могу опираться только на логику базовых вещей: наличия собственного урана как топлива, стабильности производства энергии, ну и объемов этой энергии, конечно. Наверняка, те, кто в теме ядерной энергетики могут назвать множество плюсов, и это было бы хорошо: нам всем не хватает качественной информации для ответов на данный вопрос. «Ботаники» нужны.
Минус — в страхе того, что случится утечка в силу воровства при строительстве и головотяпства при управлении. Если катастрофа случится – то что делать и какие последствия ждут мы тоже не очень хорошо понимаем. Опять нужны «ботаники», а не тик-токеры или певцы, или политологи. Даже таксисты в таких вопросах не имеют нужной компетенции 🙂 И, желательно, услышать таких «ботаников», которые не были замечены в политической конъюнктуре и лозунгах.
Следующий страх – в том, кто будет строить. Здесь, понятное дело, вступает в игру милитаристская пропаганда.
В прошлом году Demoscope проводил исследование – насколько казахстанцы поддерживают саму идею строительства АЭС и итогам предстоящего референдума.
Более половины граждан (56,9%) считают, что результатам народного голосования скорее можно доверять, а 10,7% убеждены, что абсолютно можно доверять. Не доверяют треть респондентов (32,4%).
«Результаты опроса показали отсутствие явного предпочтения среди казахстанцев:
Российская компания – 23,3%
Южнокорейская компания – 19,7%
Китайская компания – 7,2%
Французская компания – 4,5%
Компания из другой страны – 5,3%.
Характерно, что в разрезе языка ответов, мнение респондентов значительно отличается. Так за сотрудничество с Россией высказались втрое больше респондентов отвечающих на русском языке – 33,5% и 11,3% на казахском языке. Тогда как за партнерство с Южной Кореей напротив высказались значительно больше казахоязычных граждан – 24,7% и лишь 15,9% отвечающих на русском языке».
Я и сама тот человек, который предпочел бы китайских строителей для АЭС. Мы здесь в Астане судьбу ЛРТ наблюдаем буквально под окнами. Думаю, многие астанчане с восхищением смотрят – с какой скоростью работают китайские строители. И даже с легкой досадой тоже считают – что, если бы с таким усердием в самых простых действиях работали наши люди, мы бы уже всю страну отстроили.
Но, если поставить китайского начальника над казахстанскими рабочими и в таком же темпе – от рассвета до полуночи заставить работать, шума будет много. Еще один аргумент — им с экономическими интересами проблемы в регионе сразу «за забором» не нужны, поэтому уровень качества в строительстве и в управлении будет нормальный. Раз уж сами не умеем.
Третий вопрос – почему именно Улкен. Мне здесь не хватает информации, кроме понимания, что там дефицит энергии будет расти в первую очередь из-за демографических и климатических причин. Ну и есть зависимость от соседей, у которых самим не хватает, насколько понимаю. Вопрос стоит больше – насколько сейсмоопасна эта зона, потому что актуально.
Эти и другие страхи можно было бы рассеивать через создание сайта с полной информацией, но пока вижу только страничку в Википедии. На ней, кстати, есть информация, что МАГАТЭ считает Улкен годной площадкой и ссылка на те же исследования Paperlab и Demoscope.
И перечислены громкие названия НПО, которые против строительства АЭС. Хотя считаю, что для противников строительства АЭС гораздо продуктивнее была бы стратегия переноса референдума на более поздний срок – на год, например.
Но также понимаю – почему этого не происходит: потому что системных разъяснений сторонников за год хватит на формирование полного согласия граждан на строительство АЭС с целью предотвращения энергетического кризиса.
Даже с учетом исторической памяти и коллективных травм, люди будут озабочены качеством своей жизни здесь и сейчас больше, если дать им возможность успокоиться и получить достаточное количество информации. Но нагнетание тревожности, манипуляции незнанием мешает воспринимать ситуацию рационально.
И да, отсутствие в стране системного подхода к гражданскому образованию мы будем расхлебывать не только во время референдумов, но и по многим другим поводам», — говорится в посте автора.