Аким Акмолинской области Марат Ахметжанов в ходе рабочей поездки по Кокшетау посетил специальный детский сад «Аяла», который рассчитан на 166 мест и принимает детей с 3 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития.
Здесь созданы все условия для их обучения и лечения, включая кабинеты врача, дефектолога, психолога, логопеда и физкультурную площадку. Обучение будет проходить бесплатно на государственном и русском языках, и планируется собрать 12 групп по 10-12 человек.
Ахметжанов отметил, что учреждение станет важной поддержкой для семей, нуждающихся в специализированной помощи, и подчеркнул важность инклюзивного образования в области. На данный момент в регионе функционируют 65 ресурсных кабинетов, которые посещают более 1000 детей, и до конца года планируется открыть еще 11. Введение новых образовательных учреждений и развитие инклюзивного образования продолжается.
Также после капитального ремонта был открыт детский сад «Ер-төстік», который пострадал во время весенних паводков 2024 года.
Алия Турсунова, доктор социальных наук и специалист по инклюзивному образованию, считает, что открытие специализированных детских садов, таких как «Аяла», является важным шагом в развитии системы инклюзивного образования в Казахстане, но акцентирует внимание на необходимости более глубокого изучения и внедрения международного опыта в этой области. Она подчеркивает, что подобные учреждения должны не просто функционировать, а стать частью комплексной системы поддержки детей с особыми образовательными потребностями.
«На международной арене уже существуют успешные модели инклюзивного образования, которые не ограничиваются только созданием условий для учебы детей с инвалидностью. Такие детские сады становятся центрами не только образовательной, но и социальной адаптации, подготовки к будущей жизни в обществе. Например, в странах Северной Европы и Канады инклюзивное образование давно стало нормой, и важно понимать, что их опыт можно и нужно адаптировать к нашим условиям», — рассказывает Турсунова.
По её мнению, ключевое различие между нашей системой и международной практикой заключается в уровне интеграции детей с особыми потребностями в общеобразовательные процессы. «Во многих странах уже давно внедрены программы, где дети с различными особенностями развития обучаются вместе с остальными. При этом внимание уделяется не только их образованию, но и созданию условий для их полноценного взаимодействия с окружающим миром. Дети учатся не только предметам, но и коммуникации, умению работать в команде, что критически важно для их дальнейшей социализации», — подчеркивает эксперт.
Турсунова отмечает, что важно учитывать не только образовательный, но и медицинский аспект работы с детьми с особыми потребностями. «В Европе, например, практикуется модель взаимодействия между образовательными учреждениями и медицинскими центрами, где детям предоставляется регулярная медицинская помощь и психологическая поддержка. Это помогает решать проблемы комплексно — ребёнок не просто посещает занятия, но и получает необходимое лечение, что в конечном итоге позволяет ему лучше адаптироваться в обществе», — говорит она.
Кроме того, эксперт акцентирует внимание на важности подготовки педагогов и специалистов, которые работают с такими детьми. «Одним из ключевых элементов международного опыта является обязательное повышение квалификации педагогов. В ряде стран, например, в Финляндии, учителя проходят обязательные курсы повышения квалификации, где они учатся новым методам работы с особыми детьми, а также эффективным подходам к обучению и социализации. Это то, чего пока не хватает в нашей системе, и без должного внимания к подготовке кадров невозможно добиться значительных успехов в области инклюзии», — считает она.
Эксперт также отмечает важность вовлечения родителей в образовательный процесс. «Международный опыт показывает, что без активного участия родителей в воспитании и обучении детей с особыми потребностями успех инклюзивного образования значительно снижается. В тех же североевропейских странах родителям предлагаются программы обучения и поддержки, чтобы они могли эффективно помогать своим детям на пути их адаптации и социализации. Нам необходимо перенимать этот опыт, чтобы работа с такими детьми была максимально эффективной и слаженной», — добавляет она.
Кроме того, Турсунова обращает внимание на необходимость создания не только образовательных, но и общественных инфраструктур для детей с особыми потребностями. «В развитых странах инклюзивные детские сады работают в тесной связи с общественными организациями, культурными и спортивными учреждениями. Это позволяет детям не чувствовать себя изолированными от общества, а, напротив, быть его активной частью с самого детства. В Казахстане же пока существует разрыв между образовательной и социальной интеграцией таких детей. Для нас важно не только создать специализированные учреждения, но и сделать так, чтобы они могли взаимодействовать с внешним миром, учить детей жить полноценной жизнью», — отмечает она.
Алия Турсунова утверждает, что внедрение международного опыта — это долгий, но необходимый процесс. «Для полноценного развития инклюзивного образования в Казахстане необходимо не просто следовать существующим стандартам, но и адаптировать лучший мировой опыт под наши реалии. Это касается и образовательных программ, и подготовки педагогов, и создания инфраструктуры. Если мы хотим, чтобы дети с особыми потребностями стали полноценными членами общества, нам нужно действовать комплексно и всесторонне», — заключает она.