30 августа в Казахстане празднуют День Конституции. 5 июня 2022 года состоялся республиканский референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, что стало историческим событием для Казахстана. За конституционные поправки тогда проголосовали более 77 процентов казахстанцев. Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что обновленная в результате общенационального референдума Конституция стала ярким символом консолидации нации. Что изменила в стране конституционная реформа – мнением поделился член Общественной палаты Мажилиса Парламента РК Ерлан Смайлов.
— На ваш взгляд, чем характеризуются поправки в Конституцию 2022 года? Почему президент Касым-Жомарт Токаев принял решение провести конституционную реформу именно через всенародный референдум?
— В 2022 году я сам был активным участником политического процесса, будучи депутатом Мажилиса Парламента VII созыва, и находился, можно сказать, в гуще политических событий. Тогда шли обсуждения, что возможно все эти поправки «зайдут» в Парламент и будут реализованы через Мажилис и Сенат, как это было при предыдущих конституционных реформах.
Однако было принято решение провести реформу через народный референдум, во-первых, чтобы зафиксировать более широкую поддержку народа Казахстана. Во-вторых, чтобы масштабно проинформировать и вовлечь граждан Казахстана в эти процессы, потому что многие далеки от этих вопросов и живут по принципу «работа-дом».
Я поддерживаю этот шаг Президента, нацеленный на широкое вовлечение населения для того, чтобы народ как конечный бенефициар и благополучатель от этих изменений изучил вопрос и понимал процессы. Ведь благо народа Казахстана и повышение качества жизни граждан должны быть целью и основой всех конституционных, законодательных изменений и бюджетных решений.
К тому же надо понимать контекст 2022 года. Мы помним попытку государственного переворота, который был предпринят в январе 2022 года. Тогда у народа были разные настроения, страна переживала тревожные дни. И здесь как раз-таки надо было вовлечь и показать гражданам Казахстана, что грядут реальные перемены. Это тоже было одной из причин проведения реформы именно через референдум.
Президент избрал этот вариант, и история показала правильность этого выбора. Референдум прошел всенародно, граждане выразили свою поддержу курсу президента. Помимо поддержки политического курса главы государства, важно было добиться понимания и вовлеченности в конституционные изменения, направленные на бóльшую демократизацию политической системы, защиту конституционных прав граждан, на бо́льшее участие граждан в принятии решений.
— В 2022 году изменения внесли в 33 статьи Основного закона страны, фактически треть Конституции была обновлена. Насколько она сегодня отвечает требованиям времени?
— Безусловно, она отвечает реалиям. Когда готовился референдум, в мае 2022 года я, будучи депутатом, членом фракции «Народной партии Казахстана», выезжал с коллегами в регионы для встреч с населением. Мы активно обсуждали вопросы референдума. Хочу сказать без официоза, уже не являясь депутатом сегодня, я видел вовлеченность людей, заинтересованность граждан, было много вопросов, было много позитивных ожиданий у казахстанцев.
Я ездил в Темиртау, где встречался с металлургами, встречался с карагандинскими шахтерами, с рабочими предприятий Текели, с научными коллективами в Алматы. Везде было много различных вопросов, и людям было на самом деле интересно. Это не были заранее подготовленные люди. Они действительно хотели понимать, к каким изменениям приведет конституционная реформа. Понятно, что из сухих газетных строк многое не поймешь, если ты не работаешь в политике, но при этом многие вопросы, которые задавали наши граждане демонстрировали реальную вовлеченность. Я считаю, на тот момент была искренняя поддержка населения. Это очень важно — понимать эмоциональный фон людей.
— Как меняется политическая система в Казахстане спустя 2 года после принятия поправок?
— Было несколько причин для того, чтобы нам в Казахстане провести конституционную реформу. По сути, она привела к трансформации политической системы и к ее большей демократизации. Целью было формирование более сбалансированных взаимоотношений между ветвями власти. Важно было выстроить более доверительный, эффективный диалог «государство-общество». Мы видели, что те взаимоотношения, которые существовали между обществом и государством ранее, не отвечали вызовам времени. Требовалось бо́льшее вовлечение граждан в процесс принятия решений посредством Мажилиса и маслихатов. Итогом стала конституционная реформа.
В результате конституционной реформы мы ушли от концентрированной суперпрезидентской формы правления к президентской республике. В чем это выразилось? В первую очередь, в том, что сейчас президент может избираться на однократный семилетний срок. И в политике, и в корпоративном управлении сменяемость власти обеспечивает приток новых сил, идей и поступательного эволюционного развития.
Произошло перераспределение властных полномочий с одновременным усилением Парламента. Это как раз означает бо́льшую вовлеченность граждан через своих представителей в принятии законов, участии в политической жизни и формировании условий для более качественной жизни. Были заложены основы бо́льшей политической конкуренции, которая обеспечивает лучшую представленность интересов разных групп населения и возможность развития. Если взять к примеру потребительский рынок, конкурирующие стороны всегда будут предлагать лучший продукт по лучшей цене с лучшим качеством. Поэтому были обновлены условия конкуренции и в политическом поле.
Мы увидели, что в Мажилисе появились депутаты, избираемые не только по партийным спискам, но и одномандатники. Парламент сейчас достаточно активен, одномандатники активно работают. Вместе с тем конституционно был заложен принцип отзыва депутатов, которые с точки зрения его избирателей неэффективно работают. Процедура сложная, на практике еще не осуществлялась, но тем не менее законодательное основание для этого есть.
— Какие изменения в Конституции были наиболее значимыми для защиты прав и свобод граждан? Как они реализуются?
— Очень важным изменением стало возвращение Конституционного суда. Этот механизм – это огромный шаг в защите конституционных прав граждан, то чем сегодня и занимается Конституционный суд. Я считаю, что этот институт состоялся.
Важным в направлении защиты прав граждан я считаю то, что был придан конституционный статус, полномочия и иммунитет Уполномоченному по правам человека. Это тоже очень важный шаг. Мы видим, что этот институт работает достаточно активно.
После референдума были позитивные изменения, например, в части раннего выхода на пенсию работников вредных и опасных производств, это те же шахтеры, металлурги. Это та тема, над которой я активно работал, будучи депутатом. Это был своего рода наказ мне от коллег, с кем я когда-то работал, по первой профессии я металлург, начинал рабочую деятельность с плавильщика. Важно ведь, чтобы конституционные изменения не существовали сами по себе на бумаге, это должно быть имплементировано в реальную жизнь через законы, принятие решений бюджетного характера. По вредным и опасным производствам – это было реализовано не по той формуле, как было в Советском союзе по стажу, но тем не менее возможность выхода на пенсию в 55 лет работники опасных и вредных производств получили. Это первый шаг, за которым должны последовать другие шаги.
— Какие вы выделяете для себя концептуально важные реформы, которые затронули Конституцию после референдума в 2022 году?
— С моей точки зрения, очень важным изменением стало закрепление в Конституции нормы о том, что «земля и её недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство». На мой взгляд, это важное фундаментальное изменение.
Практика последних двух лет показала, что понимание этого изменения еще формируется и должно выкристаллизоваться. Здесь не место популизму: «Все принадлежит народу, давайте все раздадим!». Нет, это означает, что природные ресурсы, дивиденды, платежи, налоги, получаемые от эксплуатации природных ресурсов, должны эффективно управляться и быть направлены на развитие человеческого капитала страны, повышение уровня жизни наших граждан. Это накладывает большую ответственность на государство как оператора, который от имени народа осуществляет управление. Это говорит о том, что должны быть очень четкие стратегии в отраслях, которые работают в природопользовании, и четкое регулирование, которое бы не позволяло злоупотреблять в этих отраслях, развивало эти сектора и позволяло на их базе наращивать экономический потенциал, создавать новые производства и новые переделы. Безусловно, здесь необходим вдумчивый подход, а не сиюминутные меры фискального характера, необходимы стратегии, правильное регулирование, создание стимулов и инфраструктуры ответственности для отраслей, которые работают с природными ресурсами. Эти нормы Конституции заложили фундамент для дальнейшего развития в течение следующих десятилетий.
— Какие вызовы могут возникнуть при реализации обновленных конституционных норм?
— Я считаю, что конституционная реформа удалась. Мы видим изменения в политической системе, вовлеченность граждан Казахстана, активизацию на партийном поле и в общественно-политическом пространстве по обсуждению сложных вопросов политического, экономического, социального развития, усилилась защита прав граждан.
Понятно, что за два года уже можно оценить какие-то результаты, но, если смотреть в исторической перспективе, наверное, еще не раскрылся весь потенциал конституционных изменений. И здесь есть вызов ко всем нам — гражданам Казахстана, которые работают каждый на своем месте, к политикам и государственным управленцам, к частному бизнесу. Вызов работать, быть активным, «включенным» каждому на своем месте.
Мы с вами пониманием, что активность может быть не только политическая, она может быть социальной, общественной. Люди могут быть активными в отстаивании своих экологических интересов, но при этом они не политизируют этот вопрос. Сама реформа и конституционные изменения повлекли за собой активность граждан, например, в борьбе с застройщиками, с нарушениями экологических прав и прав на жизнь в чистой природной среде, граждане стали активно отстаивать социальные вопросы. Изменения в Конституции стимулировали обращение граждан в административные суды, граждане и частные организации выигрывают большинство судов в спорах с государственными органами. Это тоже часть конституционных изменений, изменение идеологии движения.
Это сложный путь, мы не должны попасть в такую ловушку сознания: Президент провел конституционную реформу, и он ответственен за то, что мы все теперь должны хорошо жить. Это ответственность и самих граждан, и Парламента, и правительства, центральных госорганов и местных исполнительных органов, безусловно, это ответственность местных представительных органов — маслихатов, общественных советов, которые сегодня созданы в городах. Претворение в жизнь принципов конституционной реформы – это дело не одного–двух лет и общая ответственность.