Высшая аудиторская палата проверила деятельность ФСМС, включая пять его региональных филиалов, за 2022–2023 годы.
Неосвоение средств Нацфонда в ФСМС объяснили следующим:
В 2022 году 12,7 млрд тенге не были освоены в связи с поздним принятием приказа по перечню амбулаторного лекарственного обеспечения, 0,5 млрд тенге в 2023 году – вследствие изменения методики оплаты по 12 межрайонным больницам и ее поздней реализации в информсистемах. Все эти средства в полном объеме возвращены в доход бюджета.
По поводу отсутствие у двух поставщиков медуслуг лицензий на отдельные виды услуг сообщается, что:
Речь идет об отдельных адресах оказания услуг УЗИ, доля которых составила менее 1% от общего объема оказанных поставщиками услуг. Важно отметить, что Фонд, как некоммерческая организация, не наделен функцией постлицензионного контроля. Это компетенция других государственных органов.
Что же касается двойной оплаты медуслуг соисполнителями, то:
После детального анализа эксперты ФСМС выяснили, что 27,6 млрд тенге по амбулаторной помощи относятся не к финансовым, а к процедурным нарушениям. Для принятия дальнейших мер необходима правовая оценка профильных государственных органов. С этой позицией согласились и проверяющий орган, и Фонд. Отметим, ФСМС заключает договоры только с поставщиками и не вправе вмешиваться в их отношения с соисполнителями.
Касательно анестезии, оплаченной стоматологиям вне тарифа, было отмечено, что:
Данная ситуация сложилась в связи со сбоями форматно-логического контроля в информационных системах. Фонд подготовил свыше 80 ФЛК, которые в настоящий момент поэтапно внедряются для повышения эффективности мониторинга услуг через снижение человеческого фактора.
Относительно же амбулаторного лекарственного обеспечения лиц, выехавших на ПМЖ за рубеж, сообщается следующее:
Вопрос требует совместной работы заинтересованных государственных органов в части интеграции информационных систем и урегулирования миграционного порядка в отношении лиц, выехавших на ПМЖ и не сдавших удостоверяющие личность документы.
При этом было подчеркнуто, что значительная часть выявленных нарушений связана с недостаточным уровнем цифровизации. Его повышение – одна из первостепенных задач Фонда: в середине этого года ФСМС в пилотном режиме внедрил собственную платежную информационную систему, которой не было у Фонда с самого начала его работы, а также ранее запустил ситуационно-аналитический центр для качественного анализа и более эффективного распределения медпомощи, и средств.
Иллюстративное фото из открытых источников