Сегодня в Астане стартовал обучающий лагерь для молодежи с инвалидностью в рамках благотворительного проекта «OrleTECH 3.0».
Этот проект нацелен на создание условий для профессиональной подготовки и трудоустройства молодых людей с особыми потребностями. В его открытии приняли участие председатель правления АО «Самрук-Қазына» Нурлан Жакупов, министр труда и социальной защиты Светлана Жакупова, генеральный директор по коммерческим вопросам «Шелл Казахстан» Ку Валари.
Проект «OrleTECH 3.0» стал продолжением усилий, направленных на поддержку молодежи с инвалидностью в освоении востребованных цифровых профессий. В рамках этого проекта участников обучат навыкам в таких перспективных направлениях, как No code разработка, UX/UI дизайн и искусственный интеллект (AI). Важной особенностью обучения является его проведение на трех языках: казахском, русском и жестовом, что обеспечивает максимальную доступность для всех участников. Для участия в проекте было подано более 1500 заявок из всех регионов Казахстана. Из этого числа по результатам интервью были отобраны 180 человек в возрасте от 18 до 35 лет. Среди них многие являются студентами и имеют инвалидность различных групп.
Цель лагеря заключается не только в обучении цифровым профессиям, но и в содействии социализации и трудоустройству молодых людей с особыми потребностями. В рамках проекта будет проводиться работа по поиску и подбору вакансий, которые соответствуют навыкам и квалификациям участников. Как отметил глава «Самрук-Қазына» Нурлан Жакупов, с начала этого года более 100 человек уже устроились на работу в компании группы, и работа в этом направлении активно продолжается. Он подчеркнул, что «Самрук-Қазына» стремится к созданию инклюзивной и поддерживающей рабочей среды, где каждый человек сможет раскрыть свой профессиональный потенциал. Проект по обучению молодежи с инвалидностью цифровым профессиям — яркий пример того, как в компании видят будущее Казахстана: инклюзивное, технологичное, равное и полное возможностей для каждого.
Двухдневный лагерь по развитию гибких навыков — soft skills — является первым этапом обучения. Программа лагеря включает интенсивные курсы по развитию коммуникативных навыков, лидерских качеств, эмоционального интеллекта и других ключевых компетенций, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности. Эти навыки, наряду с профессиональными знаниями, помогут участникам стать конкурентоспособными на рынке труда и успешно интегрироваться в рабочие коллективы. После завершения лагеря участники начнут основное обучение в онлайн формате, которое продлится до ноября 2024 года. Во время учебы участники также получат рекомендации по составлению резюме, работе с онлайн-платформами по поиску работы, подготовке к собеседованиям и другим аспектам трудоустройства. Проект «OrleTECH 3.0» реализуется единым оператором благотворительности АО «Самрук-Қазына» — фондом «Samruk-Kazyna Trust» совместно с компанией «Шелл Казахстан».
Комментарий эксперта
— Инклюзия на рабочем месте и в процессе обучения — это важный аспект, который позволяет обеспечить равные возможности для всех граждан, независимо от их физических возможностей, — объясняет Алия Турсунова, специалист по инклюзивному образованию. Проект «OrleTECH 3.0» является ярким примером того, как можно и нужно создавать условия для профессиональной реализации молодежи с инвалидностью. Обучение цифровым профессиям — это шаг в будущее, где каждый человек может найти свою нишу и внести вклад в развитие страны.
Алия Турсунова отмечает, что история инклюзии в Казахстане началась сравнительно недавно, и такие проекты, как «OrleTECH 3.0», помогают преодолевать барьеры, с которыми сталкиваются люди с особыми потребностями. Ранее люди с инвалидностью зачастую оставались в стороне от современного рынка труда, однако благодаря подобным инициативам ситуация постепенно меняется. Эксперт подчеркивает, что важно не только предоставить людям с инвалидностью доступ к обучению, но и создать условия для их комфортного и полноценного участия в профессиональной жизни. Это включает адаптацию учебных программ, использование современных технологий и инструментов для обучения, а также разработку специальных программ трудоустройства, которые учитывают индивидуальные потребности каждого человека.
— Необходимо развивать не только профессиональные навыки, но и социальные компетенции, такие как уверенность в себе, умение работать в команде и адаптироваться к изменениям. Именно эти качества помогут молодежи с инвалидностью не только найти работу, но и успешно развиваться в выбранной профессии, — подчеркивает Турсунова.
Эксперт также отмечает важность работы с работодателями и рекрутерами. Специалисты, занимающиеся подбором персонала, должны быть осведомлены о специфике работы с кандидатами с особыми потребностями и понимать, как адаптировать рабочие места и условия труда для таких сотрудников. Важно, чтобы работодатели не рассматривали людей с инвалидностью как особую категорию, требующую снисхождения или привилегий, а видели в них равноправных участников рабочего процесса, способных приносить значительную пользу компании.
Кроме того, Турсунова акцентирует внимание на необходимости развития государственных и частных инициатив в области инклюзивного образования и трудоустройства. Подобные проекты должны стать неотъемлемой частью государственной политики и корпоративной социальной ответственности. Это позволит создавать инклюзивную среду, где каждый человек, независимо от своих физических возможностей, сможет реализовать свой потенциал и внести вклад в развитие общества.
— Инклюзия — это не разовый акт, а постоянный процесс, который требует внимания и усилий со стороны государства, бизнеса и общества в целом. Только совместными усилиями мы сможем создать общество, где каждый человек будет иметь равные возможности для самореализации и успеха, — резюмирует Алия Турсунова.