Председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов проанализировал факторы, способствующие разрушению казахстанских дорог и их некачественному ремонту
Речь не только о большегрузах, не соблюдающих весовые требования, но и о системных проблемах в автодорожной отрасли, которые копились и не решались годами. В целом в сфере дорожного строительства и эксплуатации «всё достаточно тревожно», заявил глава ВАП. По его словам, аудит вскрыл «существенные системные недостатки, требующие незамедлительных решений».
«Всего за последние четыре года на строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог выделено порядка 1,9 триллиона тенге. По данным аудита, доля автодорог республиканского значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, составляет всего 72 процента. Ключевым фактором, способствующим разрушению дорог, является проезд тяжеловесных транспортных средств с нарушением разрешённой массы. Эта проблема существует и никак не решается долгие годы по причине лоббирования интересов отдельных участников перевозочного процесса и отсутствия принципиальной позиции государственных органов. Некорректно фиксируются нарушения, установленные автоматизированными станциями измерений», –отметил в частности Смаилов.
По его словам, назрела необходимость «категорического запрета на проезд большегрузов» по дорогам общего пользования, а также ужесточения ответственности за причиняемый ими государству ущерб.
«Более того, ухудшению состояния дорог способствует реализация проектов по среднему ремонту дорог, не требующих разработки проектно-сметной документации и проведения экспертизы. Установлено низкое качество управления проектами по международным займам под гарантию государства. Имеет место затягивание сроков их реализации», – добавил председатель ВАП.
Смаилов резюмировал, что все эти проблемы в комплексе привели к потерям республиканского бюджета почти на 40 миллиардов тенге. Сюда вошли выплаты вознаграждений за обслуживание фактически оплаченных, но не освоенных авансов, расходы из-за удорожания проектов на 294 миллиарда тенге, а также оплата нацкомпании «КазАвтоЖол» 21 миллиарда тенге никак не подтверждённых затрат.