Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
480
0.00
EUR
535
0.00
RUB
5.17
0.00

Антикор: Выделяются значительные средства, но Казахстан продолжает занимать низкие позиции в олимпийских медальных зачетах

Да, он очень зрелищен и привлекает болельщиков, однако вопросы о соразмерности результатов и вложенных на их достижения средств возникают  постоянно.

С 2018 года бюджет спортивной отрасли вырос в 2 раза и составил 1,4 триллиона тенге. На следующие тригода запланировано выделение еще 1,3 триллиона тенге. Однако, несмотря на значительное финансирование, Казахстан продолжает занимать низкие позиции в олимпийских медальных зачетах и Всемирном спортивном рейтинге, а также признан одной из коррумпированных стран по количеству подозрительных матчей (четвертое место в антирейтинге международной организации Sportradar).

И именно в этой связи Агентство по противодействию коррупции, совместно с Министерством туризма и спорта, провело внешний анализ коррупционных рисков в сфере финансирования спорта, который и позволил определить, что способствует нерациональным тратам и хищению государственных средств.

При этом данный анализ был проведен как на уровне самого Министерства туризма и спорта,  так и в регионах —  в областных управлениях спорта и физической культуры.

Как выяснилось текущему положению дел способствует целый ряд факторов, приводящих к неэффективному расходованию госсредств:

  1. Явный дисбаланс между финансированием спорта «высших достижений» и «массового» спорта (бюджет спорта высших достижений в 9 раз больше (340 млрд тенге), чем на массовый спорт (35 млрд тенге). В сфере профессионального спорта созданы условия для непрозрачных и субъективных выплат, тогда как в массовом спорте процедура выделения средств оцифрована, зависит от потребностей населения и носит адресный характер. В спорте высших достижений стали нормой процессы натурализации иностранных игроков.

За годы независимости Казахстан приобрел 126 иностранцев на олимпийские виды спорта, из которых каждый второй (79) в дальнейшем вернулся на родину.

  1. Бесконтрольное и непрозрачное освоение финансовых средств спортивными организациями и уполномоченными органами.

Выводят средства на проведение фиктивных учебно-тренировочных сборов и аренду спортивных помещений, осуществляют закуп спортивной экипировки и инвентаря из одного источника по завышенной стоимости, начисления «мертвым душам», завышенную оплату труда и двойное финансирование).

  1. Неэффективные расходы спортивных федераций и профессиональных клубов средств АО «Самрук-Қазына» (выявлены системные риски по выводу средств через выплаты непродуктивным игрокам профклубов, повышенные зарплаты руководству профклубов, отдых в 5-ти звездочных отелях под видом тренировочных сборов и сомнительные агентские соглашения.

За 6 лет (2018-2023 гг.) на финансирование 4 профклубов направлено 138 млрд тенге спонсорских средств АО “Самрук-Қазына” (ФК «Астана» — 50,1 млрд, ХК «Барыс» — 48,8 млрд, велокоманда «Astana Qazaqstan Team» — 31,5 млрд, БК «Астана» — 8 млрд).

  1. Неэффективное управление спортивными сооружениями

За последние 10 лет в частные руки передано 55 спортивных госорганизаций. В последующем доверительные управляющие и новые собственники получили 83,8 млрд тенге только из бюджета на подготовку спортсменов к соревнованиям и предоставление в аренду спортсооружений.

  1. Мнимая реализация государственно-частного партнерства.

Под предлогом реализации ГЧП и эксплуатации спортсооружений закупаются в бумажном формате спортивные услуги детям в обход процедур госзакупок и подушевого финансирования детского спорта. С 2016 года в сфере спорта реализовано 77 проектов ГЧП на 89,3 млрд тенге, из них выплачено 62 млрд тенге бюджетных инвестиций.

  1. Отсутствие цифровизации спортивных процессов — разработка запланированной еще в 2020 году к внедрению Национальной цифровой платформы Е-sport не велась.

Профильное министерство не владеет полными данными о состоянии казахстанского спорта, не ведет единый учет спортсооружений, спортивных секций и тренеров.

В результате, внушительные средства, выделяемые на развитие спорта, не доходят до целей и Казахстан значительно отстает по спортивной инфраструктуре от соседних стран (не соответствующие требованиям UEFA и FIFA стадионы, не отремонтированные залы ДЮСШ и т.д.).

Как показал анализ, причинами сложившейся ситуации являются «размытые» ориентиры, несовершенство правовой базы, неэффективное и непрозрачное финансирование, а также отсутствие ответственности за злоупотребления в спорте.

По итогам анализа, Агентством Министерству туризма и спорта предложен комплекс правовых и организационных мер по совершенствованию сферы финансирования спорта, реализация которых требует консолидации уполномоченных государственных органов, а также предполагает внесение соответствующих поправок в законодательство.

  • В числе предлагаемых рекомендаций:
  • установление приоритетов развития спорта;
  • ограничение бюджета профклубов и федераций в зависимости от эффективности и конкретных результатов;
  • обеспечение общественного контроля всех выделяемых средств, в т.ч. UEFA и FIFA;
  • централизация финансирования спорта;
  • ратификация международных стандартов об ответственности за злоупотребления в спорте;
  • исключение оснований для закупа из одного источника (при закупе товаров, работ и услуг из одного источника под предлогом срочности соревнований);
  • ограничение передачи рентабельных объектов в доверительное управление и на приватизацию; создание открытой единой цифровой платформы с обеспечением прозрачности расходования средств.

Исполнение рекомендаций находится на контроле.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter