Ни для кого не секрет, что массовый (любительский) спорт и спорт высоких достижений (профессиональный) – это, к принято говорить, две большие разницы. Причем отличаются они в первую очередь масштабами денежных вливаний. Не даром же профессиональный спорт называют еще и коммерческим.
Да, он очень зрелищен и привлекает болельщиков, однако вопросы о соразмерности результатов и вложенных на их достижения средств возникают постоянно.
С 2018 года бюджет спортивной отрасли вырос в 2 раза и составил 1,4 триллиона тенге. На следующие тригода запланировано выделение еще 1,3 триллиона тенге. Однако, несмотря на значительное финансирование, Казахстан продолжает занимать низкие позиции в олимпийских медальных зачетах и Всемирном спортивном рейтинге, а также признан одной из коррумпированных стран по количеству подозрительных матчей (четвертое место в антирейтинге международной организации Sportradar).
И именно в этой связи Агентство по противодействию коррупции, совместно с Министерством туризма и спорта, провело внешний анализ коррупционных рисков в сфере финансирования спорта, который и позволил определить, что способствует нерациональным тратам и хищению государственных средств.
При этом данный анализ был проведен как на уровне самого Министерства туризма и спорта, так и в регионах — в областных управлениях спорта и физической культуры.
Как выяснилось текущему положению дел способствует целый ряд факторов, приводящих к неэффективному расходованию госсредств:
За годы независимости Казахстан приобрел 126 иностранцев на олимпийские виды спорта, из которых каждый второй (79) в дальнейшем вернулся на родину.
Выводят средства на проведение фиктивных учебно-тренировочных сборов и аренду спортивных помещений, осуществляют закуп спортивной экипировки и инвентаря из одного источника по завышенной стоимости, начисления «мертвым душам», завышенную оплату труда и двойное финансирование).
За 6 лет (2018-2023 гг.) на финансирование 4 профклубов направлено 138 млрд тенге спонсорских средств АО “Самрук-Қазына” (ФК «Астана» — 50,1 млрд, ХК «Барыс» — 48,8 млрд, велокоманда «Astana Qazaqstan Team» — 31,5 млрд, БК «Астана» — 8 млрд).
За последние 10 лет в частные руки передано 55 спортивных госорганизаций. В последующем доверительные управляющие и новые собственники получили 83,8 млрд тенге только из бюджета на подготовку спортсменов к соревнованиям и предоставление в аренду спортсооружений.
Под предлогом реализации ГЧП и эксплуатации спортсооружений закупаются в бумажном формате спортивные услуги детям в обход процедур госзакупок и подушевого финансирования детского спорта. С 2016 года в сфере спорта реализовано 77 проектов ГЧП на 89,3 млрд тенге, из них выплачено 62 млрд тенге бюджетных инвестиций.
Профильное министерство не владеет полными данными о состоянии казахстанского спорта, не ведет единый учет спортсооружений, спортивных секций и тренеров.
В результате, внушительные средства, выделяемые на развитие спорта, не доходят до целей и Казахстан значительно отстает по спортивной инфраструктуре от соседних стран (не соответствующие требованиям UEFA и FIFA стадионы, не отремонтированные залы ДЮСШ и т.д.).
Как показал анализ, причинами сложившейся ситуации являются «размытые» ориентиры, несовершенство правовой базы, неэффективное и непрозрачное финансирование, а также отсутствие ответственности за злоупотребления в спорте.
По итогам анализа, Агентством Министерству туризма и спорта предложен комплекс правовых и организационных мер по совершенствованию сферы финансирования спорта, реализация которых требует консолидации уполномоченных государственных органов, а также предполагает внесение соответствующих поправок в законодательство.
Исполнение рекомендаций находится на контроле.