Новый закон о противодействии семейно-бытовому насилию стал одним из самых обсуждаемых за всю историю независимого Казахстана.
В центре внимания оказалась криминализация побоев, ужесточение наказания за детоубийство, а также обвинения со стороны консерваторов, утверждавших что в поправках речь идет об отбирании детей у родителей.
Однако в поправках есть ряд не менее важных моментов, которые значительно изменят жизнь общества.
В частности, в Кодекс о браке и семье внесены новые пункты. Теперь уполномоченным органом в области государственной семейной политики признан центральный исполнительный орган, ответственный за руководство и координацию формирования такой политики.
Также запущен контакт-центр «111» по вопросам семьи, защиты прав женщин и детей. Он осуществляет информационно-справочную, организационную и психологическую поддержку в этих областях.
В кодекс также добавлена статья о центрах поддержки семьи, которые создаются по решению местных исполнительных органов. Они выполняют ряд функций, включая реализацию мер государственной семейной политики, оказание социальной, юридической и психологической поддержки лицам в трудной жизненной ситуации и противодействие бытовому насилию.
Центры поддержки семьи финансируются из бюджетных средств и других источников. Координацией и методическим руководством их деятельностью занимается уполномоченный орган в сфере государственной семейной политики.
Кроме того, предусмотрена работа контакт-центра «111», который предоставляет консультации и помощь по вопросам семьи, прав женщин и детей. Он обеспечивается уполномоченным органом в сфере информатизации.
По мнению гендерной исследовательницы Томирис Жумагуловой; «В целом, эти поправки отражают стремление государства к созданию безопасной и справедливой среды для всех членов общества и заслуживают поддержки и внимания как со стороны общественности, так и со стороны государственных органов и международных сообществ».
Но экспертка указывает, что для полной и эффективной реализации этих мероприятий необходимо обеспечить соответствующее финансирование и ресурсы. А еще еще важно на деле обеспечить доступность и доступ к услугам центров поддержки семьи для всех граждан, независимо от их места жительства и социального статуса.
Ей вторит политолог Мурат Тулеутаев, старший научный сотрудник Лаборатории политических исследований «Даналық», который считает, что успех реализации этих мер зависит от нескольких ключевых факторов. Во-первых, необходимо обеспечить адекватное финансирование программ и инициатив, предусмотренных законом. Правительство должно выделить достаточные ресурсы для поддержки центров поддержки семьи и контакт-центра «111», чтобы они могли функционировать эффективно и оказывать помощь тем, кто нуждается в защите.
Во-вторых, — подчеркивает эксперт, — важно обеспечить профессиональную подготовку и поддержку персонала, работающего в этих центрах, чтобы они могли эффективно реагировать на случаи насилия в семье и предоставлять поддержку пострадавшим.
Наконец, необходимо разработать механизмы мониторинга и оценки эффективности реализации закона, чтобы правительство могло вовремя реагировать на проблемы и корректировать свои действия при необходимости.
В целом, закон о противодействии семейно-бытовому насилию является важным шагом в направлении создания безопасной и справедливой среды для всех граждан Казахстана, и его успешная реализация будет зависеть от сотрудничества всех заинтересованных сторон и адекватной поддержки со стороны правительства, — заключает Тулеутаев.