Популярный казахстанский рэпер Скриптонит использовал свой аккаунт в Instagram с более чем 2,2 миллионами подписчиков для распространения дезинформации о поправках в законодательство, которые пресса прозвала «Закон Салтанат».
Со ссылкой на одиозный «Союз родителей Казахстана», хип-хоп музыкант заявил, что в стране внедряется «система ювенальной юстиции».
«Проект закона (как я лично его понял) замаскирован под закон о домашнем насилии <… > Лично я считаю, что это две разные проблемы», — заявил Скриптонит (настоящее имя Адиль Жалелов)
Исполнитель также выразил мнение, что положения закона якобы не позволят родителям воспитывать детей и приведут к тому, что молодые казахи «выберут свой пол» по личному усмотрению (видимо, под «полом» он имел в виду гендерную идентичность).
Задача разъяснить музыканту положения нового закона выпала на долю Уполномоченного по правам ребенка в Казахстане Динары Закиевой, которая специально для этого вышла на связь с представителем артиста.
«Я ответила на все вопросы по закону, рассказала о нововведениях и цели закона — защитить детей и женщин от насилия. Я объяснила, что эта группа (Союз родителей Казахстана – 365info) манипулирует общественным мнением и обманывает людей, поскольку Никаких изменений и дополнений в законе относительно лишения детей, ограничения или лишения родительских прав нет», — написала Закиева в Instagram.
После этого, рэпер удалил одну из сториз и выложил новую, в которой : «Если это фейк, то ОК, хорошо»
Этот случай очередное напоминание о том, как влиятельные личности могут непроизвольно стать инструментом распространения дезинформации, — комментирует курьезную ситуацию Мурат Тулеутаев, старший научный сотрудник Лаборатории политических исследований «Даналық».
— Фейковые новости искажают реальность, и популярные звезды, поддерживая их, могут оказать значительное влияние на общественное мнение. Подобные ситуации не только порождают путаницу в обществе, но и усиливают разрывы и конфликты, подрывая доверие к авторитетам и институтам, — подчеркивает политолог.
— В контексте американской политической сцены мы видим подобные явления, например, с Кюаноном, экстремистской организацией, распространяющей совершенно безумные теории заговора о секте сатанинских педофилов, в которую якобы входят представители политической элиты (от партии демократов) знаменитости из шоу-бизнеса и даже Папа Риский, которые высасывают из детей кровь для получения адренохрома – выдуманного вещества якобы продлевающего жизнь. Казалось бы, ненаучная фантастика, но эта теория заговора получила широкое распространение в социальных сетях и была поддержана некоторыми знаменитостями, что привело к реальным угрозам безопасности и насилию, — проводит эксперт параллели.
По мнению Тулеутаева, организации вроде «Казахстанского союза родителей» во многом копируют идеологию и медиа-стратегию западных движений подобного рода и по всей видимости, поддерживают с ними связь, получают некие «методички» и теоретически, могут даже финансироваться. В последнем случае, правда, политолог говорит о средствах выделяемых на подобные инициативы Кремлем. В ряде европейских государств были выявлены такие случаи.
— Ситуация с распространением фейковых новостей, особенно касающихся важных законодательных изменений, требует внимательного и ответственного подхода со стороны государства, — подчеркивает политолог. Государству следует активно противодействовать таким фейкам, проводя информационную работу и предоставляя достоверную информацию об изменениях в законодательстве.
Очень важно, чтобы представители общественности, включая известных личностей, правильно реагировали на подобные ситуации. Хочу выразить признание Динаре Закиевой за ее адекватную реакцию на реплику Скриптонита. Ее усилия по разъяснению ситуации и противодействию дезинформации являются важным шагом в борьбе за информационную прозрачность и достоверность. Государство также должно активно работать над улучшением механизмов проверки информации и борьбы с фейковыми новостями в целом. Это поможет создать условия для объективного освещения важных событий и обеспечит гражданам доступ к достоверной информации, необходимой для принятия обоснованных решений, — подытожил эксперт.