В рамках реализации конституционной реформы в Казахстане была значительно упрощена процедура регистрации политических партий. В частности, регистрационный порог снижен в четыре раза, с 20 до 5 тысяч членов. С 600 до 200 человек сократилась минимальная численность региональных представительств партий. В результате этих и других системных мер в нашей стране впервые за долгое время зарегистрировано несколько новых политических партий, резюмировал Касым-Жомарт Токаев. Напомню с момента проведения внеочередных выборов в Мажилис и маслихаты прошёл почти год. Что изменилось в избирательной системе РК? Как трансформация отрасли отразилась на развитии Казахстана? Эти и другие вопросы детально обсудили с экспертом узбекского Научно-исследовательского центра «Билим карвони» Закиром Усмановым.
Закир Каримович, анонсируя внеочередные выборы в Мажилис и Маслихаты больше года назад, Президент Казахстана отметил, что их проведение продиктовано логикой конституционной реформы, которую граждане поддержали на общенациональном референдуме. О чём, на Ваш взгляд, свидетельствует новый этап трансформации страны?
Новый этап трансформации Казахстана, который проводит Президент К. Токаев, отражает суть происходящих изменений в сфере политики. Она является одним из важных условий социально-экономического развития страны, её прогресса, которая должна отражать интересы всех слоёв и групп населения, представлять их на всех уровнях ветвей власти. Выборы, которые проходили в Казахстане, они отражают суть политических реформ, Конституционной реформы, Общенационального референдума, все они показали, что они поддерживаются казахстанцами, это самое главное. И, вот эти реформы, которые в сфере избирательной политики происходят, они придают им устойчивость и динамику, а также в разы повышают эффективность проводимых преобразований.
В Казахстане весьма заметно упростили процедуру регистрации политических партий. По Вашему мнению, насколько это важный момент при проведении выборов?
То, что очень радикально проведены изменения регистрации политических партий, стоит отметить особо. Это тоже показывает, что реформы настроены на реальную трансформацию, на повышение её эффективности. Снижение порогов для регистрации партий демонстрирует то, что руководство вашей страны, Президент Касым-Жомарт Токаев нацелен на серьёзные преобразования, на обеспечение долгосрочного устойчивого развития республики, которая охватывает и учитывает мнение представителей всех политических партий, их взглядов, мыслей. И, опять же, это прямо влияет на повышение уровня доверия граждан Казахстана к политической системе, отражается на вовлечённости населения в процесс реформирования.
70 процентов депутатов Мажилиса избирались по партийным спискам, 30 процентов по одномандатным округам. Выборы в маслихаты областей и городов республиканского значения прошли по смешанной избирательной системе, а за депутатов районов и городов областного значения казахстанцы голосовали только за кандидатов по одномандатным округам. Что Вы думаете о новой казахстанской модели формирования Мажилиса и маслихатов?
Касательно того, что выборы в маслихаты районов и городов областного значения проводились только по одномандатным округам, это показатель того, что Казахстан переходит на признанные международные стандарты. Такая система применяется в США, Великобритании, Канаде и в других развитых странах, что показывает серьёзность намерений руководства РК, во главе с К. Токаевым, в этой сфере. На примере развитых стран мы можем посмотреть, насколько они эффективны и высокоразвиты. Казахстан тоже ставит высокую планку, это даст свои результаты, в этом можно не сомневаться, это в разы повысить возможности населения вашей страны для того, чтобы их мнение было услышано государством, они смогут предлагать свои взгляды, озвучивать интересы, принимать участие в процессе управления республики, это смогут делать представители разных слоёв населения. Считаю, что этот момент один из важных элементов развития любой страны.
Впервые за годы Независимости у кандидатов и политических партий было больше полугода на подготовку к избирательной кампании. Хотелось бы узнать Ваше мнение по этому вопросу.
То, что политическим партиям, кандидатам было предоставлено очень много времени, больше полугода на подготовку, это является важным элементом проводимых реформ и трансформации. Показывает, что преобразования не показательные, они не проводятся для каких-то отчётов, они отражают реальность, то, что государство хочет слышать мнение граждан, чтобы люди могли влиять на проводимые реформы, только так страна может обеспечить устойчивость, прогресс, развитие и выполнение стоящих перед ней задач. И то, что кандидатам и партиям дали так много времени на подготовку, говорит о том, что они могут работать, согласовывать, на всех этапах отражать их взгляды, мнения, что опять же только повышает эффективность проводимых в Казахстане реформ во всех сферах экономики.
А что Вы думаете о самом выборном процессе в Казахстане, насколько всё было открыто и прозрачно?
Хочется особо отметить, что невозможно сразу перейти на международные стандарты, только по желанию разных организаций. Здесь есть определённые проблемы, то, что мы видим на примере ОБСЕ, которая выражает критику. Но, в целом, на мой взгляд, реформы, происходящие в стране, более эффективно проходили, с учётом прежних условий, они были более объективными. Нельзя оценивать процессы предвзято, нужно учитывать уровень развития страны, уровень трансформации. И здесь мы не можем сказать, что процесс был полностью прозрачным, но, в целом, он имел положительный имидж.
Обновлённые составы депутатов придадут новый импульс всесторонней модернизации страны, на это надеялся Президент, объявляя о проведении внеочередных выборов в Мажилис и маслихаты. Как Вы считаете, оправдают ли народные избранники ожидания К. Токаева?
Относительно того, насколько обновление депутатов, партий в Парламенте могут дать новый импульс развитию Казахстана, можно с уверенностью сказать, что в таких условиях, когда процесс охватывает большую часть населения, взгляды, результаты будут обязательно за счёт модернизации всех сфер страны: политики, экономики, социальной сферы, правовой. Потому что преобразования происходят в относительно конкурентной среде, с учётом уровня и возможностей республики, и модернизация однозначно будет результативной, потому что она охватывает все ресурсы. И здесь мы можем с уверенностью сказать, что реформы дадут новый импульс политическому и социально-экономическому развитию Казахстана. Ещё один важный момент связан с тем, что эти политические реформы в избирательной системе имеют инклюзивный характер. Это, когда в процесс управления страной вовлекается всё больше представителей разных слоёв населения, охвачены все регионы. Здесь нет групп, которые остались вне политики, их интересы не отражаются и это может привести к определённым проблемам, это тоже повышает уровень успешности реформ. И, в целом, мы можем видеть, что если Президент К. Токаев ставит такие цели «Сильный Президент — влиятельный Парламент — подотчётное Правительство», это как-бы является базовой основой устойчивости и успешности страны, и я думаю, что Глава вашего государства, который поставил такие задачи, обязательно этого добьётся, тем более, что здесь мы видим поддержку реформ большим количеством населения. И это тоже даёт уверенность в развитии Казахстана.