Наша основная задача — обеспечить благоприятный бизнес- и инвестиционный климат в стране, а не держать предпринимателей на коротком поводке. Об этом сказал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая на расширенном заседании правительства в Астане.
Доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК Вячеслав Додонов прокомментировал ключевые тезисы из выступления Президента.
— Вячеслав Юрьевич, по вашему мнению, какие ключевые месседжи прозвучали в выступлении Президента Касым-Жомарта Токаева в правительстве?
Выступление, с одной стороны, развивало ранее озвученные тезисы Президента, в частности, в рамках прошлогоднего Послания «Экономический курс Справедливого Казахстана», а, с другой стороны, конкретизировало и уточняло некоторые направления стратегического характера, по которым предстоит развиваться казахстанской экономике в период до 2029 года.
В выступлении было много месседжей, которые можно назвать ключевыми, но я бы выделил те, которые относятся к макроэкономической сфере, инвестиционной активности и государственным финансам. Глава государства еще раз подтвердил крайне амбициозную задачу удвоения ВВП к 2029 году с доведением его до 450 млрд долларов и обеспечения непрерывного экономического роста на протяжении всего этого периода очень высокими темпами не менее 6%. Ранее такое удавалось казахстанской экономике только однажды — в период 2000-2007 годов, на фоне двукратного роста нефтедобычи и шестикратного роста нефтяных цен, — поэтому выполнение задачи по столь динамичному росту будет зависеть от того, удастся ли в текущих условиях найти столь же мощный фактор роста.
— Первое, что поручил Президент Касым-Жомарт Токаев — кардинально повысить эффективность бюджетной и налоговой политик. Какие проблемы он обозначил в этой сфере и на реализацию каких реформ обратил внимание?
В части бюджетной политики Президент обозначил уже традиционно проблемы эффективности расходования бюджетных средств и поиска дополнительных источников формирования его доходной части. Но сегодня в отношении бюджетной политики прозвучали и новые, на мой взгляд, тезисы — об активизации в расходах бюджета финансирования стратегических целей, которые, по словам Главы государства, в последнее время отошли на второй план, и о приоритетности расходов с максимальной экономической отдачей. Также было отмечено, что в Казахстане очень велико количество получателей различных социальных выплат (около 4,5 млн. человек) и что более половины бюджета идет на социальные нужды. Эти тезисы можно трактовать как сигнал к некой корректировке структуры бюджетных расходов с большим, чем сейчас, финансированием реальных и стратегических проектов, способных дать экономический эффект и, возможно, некоторым сокращением текущих выплат, не обоснованных экономически.
— Глава государства дал поручение запустить новый инвестиционный цикл. Как вы оцениваете инвестиционную политику Президента Токаева и принимаемые меры для привлечения инвестиций?
Инвестиции всегда были приоритетом экономической политики Касым-Жомарта Кемелевича Токаева. Он во всех программных выступлениях обращал самое пристальное внимание на инвестиционную активность в целом, на процессы привлечения иностранных инвестиций, на создание условий для наращивания инвестиций казахстанского бизнеса. В этом выступлении эта традиция продолжилась и усилилась — было в очередной раз обращено внимание на то, что на местном уровне зачастую отсутствует заинтересованность в работе с инвесторами, имеют место случаи ухода инвесторов, а значительная часть прямых иностранных инвестиций представляет собой не вновь поступившие из-за рубежа деньги, а реинвестирование доходов от уже действующих проектов в добывающей отрасли. Это внимание к деталям свидетельствует о том, что Глава государства, во-первых, тщательно отслеживает ситуацию в инвестиционной сфере и, во-вторых, что он хорошо понимает ее специфику вплоть до очень тонких нюансов. Создание новой структуры по развитию данного направления — Инвестиционного штаба, имеющего широкие полномочия и аппаратный охват — должно вывести ситуацию с инвестиционным процессом из стагнации, которая наблюдается в течение последнего времени и ускорить их приток в приоритетные отрасли.
— На ваш взгляд, какие важные приоритеты Касым-Жомарт Токаев обозначил в реализации индустриальной политики и развитии промышленности в Казахстане?
На протяжении многих лет приоритетом развития промышленности заявлялось развитие обрабатывающих производств — прошло уже более 20 лет со времени принятия первого профильного документа «Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы. Однако с 2004 года удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП был неизменно ниже аналогичного показателя горнодобывающей промышленности (исключением стал пандемийный 2020 год из-за обвального падения нефтяных цен). То есть, несмотря на приоритетность промышленных отраслей, производящих готовую продукцию, в госпрограммах, они все равно уступали добывающим отраслям, в первую очередь, нефтяной. Президент Токаев поставил задачу радикально изменить ситуацию, осуществить новую индустриализацию и создать «промышленный каркас» экономики Казахстана. Было создано профильное Министерство промышленности и строительства, которому предстоит осуществлять соответствующие поручения Главы государства. Сегодня он еще раз указал, что именно требуется сделать в первую очередь — разработать отраслевые ориентиры инвесторов, предложить конкретные меры и подходы, которые стимулировали бы вложения в новые высокотехнологичные производства, доработать перечень прорывных проектов, реализация которых должна изменить структуру экономики и точки технологического роста.
То есть, ключевой задачей промышленной политики является создание в сжатые сроки такой промышленности, которая сможет принять у «нефтянки» эстафету обеспечения экономического роста, заместить выбывающие драйверы роста новыми. Это также очень сложная задача, требующая системной и скоординированной работы всех ведомств и организации крупномасштабных инвестиционных потоков в эти самые прорывные проекты.
— Президент отметил, что одним из решений вопроса обеспечение реального сектора долгосрочной ликвидностью может стать эффективное использование активов ЕНПФ. Как вы смотрите на такое решение?
Это абсолютно логичное и естественное решение, вопрос только в форматах его эффективной реализации. Очевидно, что для финансирования этих потребностей будут выпускаться какие-либо облигации (эмитенты могут быть различны) и эти облигации будут приобретаться за счет средств ЕНПФ. Это совершенно нормальная практика, она существует и сейчас, а облигации и в настоящее время составляют основу портфеля ЕНПФ, просто сейчас это, в основном, государственные долговые бумаги, но не только — ЕНПФ вкладывает средства и в казахстанские негосударственные облигации, и в зарубежные разных видов. Поэтому включение в число объектов инвестирования ценных бумаг, выпущенных в Казахстане для реализации приоритетных экономических проектов — это более чем нормально.
— Глава государства отдельно сказал о масштабном реформировании аграрной сферы. На ваш взгляд, какую роль отводит президент Токаев реформам в АПК в общей цели удвоения ВВП к 2029 году?
Накануне обсуждаемого совещания был опубликован для ознакомления Национальный план развития Казахстана до 2029 года, который, фактически, содержит детали основных направлений экономической политики страны на этот период. В этом плане АПК указан в качестве одного из новых отраслевых драйверов роста, поэтому можно предположить, что активное развитие комплекса на основе качественной модернизации и резкого повышения уровня переработки сельхозпродукции рассматривается Президентом в качестве одной из новых точек развития казахстанской экономики.