Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
440
0.00
EUR
474
0.00
RUB
4.82
0.00

Какие изменения ждут казахстанскую систему торговли в 2024 году

Фото из открытых источников

Привлечение инвестиций в развитие торговой инфраструктуры на сумму не менее 970 миллиардов тенге, обеспечение роста товарооборота, стимулирование экспорта несырьевых товаров и услуг, снижение уровня теневой торговли, укрепление торгово-экономической интеграции и защита прав потребителей — эти и другие стратегические направления развития торговли и интеграции были обозначены на расширенной коллегии профильного Министерства.

На данный момент в сфере торговли задействовано 36% субъектов бизнеса, которые обеспечивают рабочие места для 1,5 миллиона человек. По вкладу в общий ВВП торговля занимает второе место. Средняя заработная плата составляет 309 993 тенге. Объем инвестиций увеличился на 23,6% по сравнению с 2022 годом и достиг 853,2 миллиарда тенге. Внутренний товарооборот вырос на 20,3%, достигнув 61 триллиона тенге. Индекс физического объема торговли поднялся на 5,7 пункта по сравнению с предыдущим годом.

Следует отметить, что внешняя торговля за 2023 год показала рост на 3,2%, достигнув отметки в $139,8 миллиарда. Экспорт несырьевых товаров и услуг вырос на 1,1%. Кроме того, номенклатура несырьевого экспорта увеличилась на 141 позицию, достигнув 3375 позиций, а география экспорта была расширена до 134 стран.

«Несмотря на это, перед нами стоят новые задачи, которые озвучил Глава государства на расширенном заседании Правительства. Поставлен ориентир – увеличение экономики к 2029 году до $450 млрд. Для этого ВВП должен ежегодно расти на уровне минимум 6%. C учетом этого, необходимо увеличивать долю индекса физического объема валовой добавленной стоимости в оптовой и розничной торговле на 9% или на 1 трлн тенге ежегодно», — заявил глава министерства Арман Шаккалиев.

Для успешной достижения поставленных целей в текущем году Министерство сосредоточит свои усилия на следующих направлениях:

Во-первых, осуществление привлечения инвестиций на развитие торговой инфраструктуры на сумму не менее 970 миллиардов тенге. Это включает в себя как модернизацию уже существующих рынков, так и возведение новых современных торговых площадей (таких как торговые центры и оптово-распределительные центры), а также развитие инфраструктуры для электронной коммерции, таких как склады для хранения товаров и фулфилмент-центры.

«Для этого нам необходимо уже в первом квартале завершить ревизию всех торговых объектов, их классификацию, разработать стандарты и утвердить нормативы обеспеченности торговыми площадями в разрезе регионов. Все это должно быть отражено в Цифровой карте торговых объектов, разработку и запуск которой также необходимо завершить в этом году. Доступ к этой информации повысит прозрачность и привлекательность отрасли для инвесторов, а также улучшит систему планирования», — подчеркнул министр.

В настоящее время в Сенате Парламента рассматривается законопроект о вопросах ведения бизнеса, который предусматривает передачу Министерству полномочий по предоставлению государственной поддержки. Кроме того, в текущем году в рамках Дорожной карты бизнеса предусмотрено субсидирование процентных ставок для строительства, реконструкции и обеспечения оборотных средств торговых объектов. В связи с переносами сроков завершения модернизации рынков необходимо ввести административную ответственность для владельцев рынков, не завершивших модернизацию в установленные сроки. Эти меры способствуют завершению модернизации рынков, увеличению доли современных форматов торговли и привлечению новых инвестиций.

Второе направление — обеспечение роста товарооборота. В прошлом году Министерством совместно с USAID и ОЭСР были проведены исследования по оценке делового климата и упрощению процедур торговли. Согласно данным исследований, эффективность мер, регулирующих торговлю, имеет большое значение для товарооборота страны, поскольку они влияют на снижение или рост издержек, связанных с перемещением товаров как внутри страны, так и на международных рынках.

«Одним словом, необходимо повысить “скорость оборачиваемости средств в торговле”, убрать все “тромбы”, которые препятствуют движению товаров и увеличивают издержки бизнеса. Для увеличения товарооборота и снижения издержек совместно с Министерствами транспорта и финансов необходимо проработать вопросы сокращения барьеров, упрощения таможенных процедур, повышения эффективности логистики, межведомственной координации», — подытожил Арман Шаккалиев.

По мнению Ерлана Каирбекова, — аналитика центра экономических исследований «Секвестр», — планы, представленные Министерством торговли и интеграции Казахстана, носят амбициозный характер и заслуживают внимания. Однако, стоит проявлять осторожность в оценке их выполнимости и эффективности. Привлечение инвестиций в торговую инфраструктуру на значительные суммы и стимулирование товарооборота — это безусловно важные шаги для развития отрасли. Однако, необходимо учитывать потенциальные проблемы, такие как коррупция, бюрократия и неэффективное использование ресурсов. Эти факторы могут затруднить реализацию планов и уменьшить их эффективность.

Кроме того, необходимо обратить внимание на внешнюю торговлю. Важно разрабатывать стратегии, направленные на увеличение экспорта и расширение географии торговли. Однако, необходимо также учитывать глобальные экономические тенденции и конкуренцию на мировых рынках, что может оказать влияние на достижение целей.

Наконец, важно обеспечить прозрачность и ответственность во всех аспектах реализации планов. Это поможет предотвратить возможные злоупотребления и обеспечить эффективное использование ресурсов, — подчеркнул Ерлан Каирбеков.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter