В ближайшее десятилетие экономическое развитие государств будет определяться, прежде всего, уровнем инновационности и цифрового развития финансовой среды. В этом смысле, Казахстан служит экономическим двигателем для Центральной Азии, привлекая значительные иностранные инвестиции и обеспечивая исключительные условия для ведения бизнеса.
Страна извлекает максимальную выгоду из открывающихся перед ней экономических возможностей, являясь связующим звеном между СНГ, Китаем и Западом.
7 февраля 2024 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев провёл внеочередное совещание правительства, на котором назвал целевой ориентир — увеличение экономики республики до 450 млрд долларов к 2029 году и сосредоточился на 10-ти задачах, которые предстоит выполнить правительству.
Насколько такие перспективы реалистичны? За ответом на вопрос мы обратились к Валентине Дрофа, генеральному директору и сооснователю Drofa Comms.
Эксперт считает, что финтех-рынок Казахстана прошел достаточно интересный путь, всего за 4 года превратившись из относительно молодого и малоизвестного сектора в один из наиболее динамичных рынков в СНГ. Этот стремительный рост отражает не только увеличивающийся интерес со стороны предпринимателей и инвесторов к финансовым технологиям, но и широкие возможности для инноваций и модернизации в сфере финансовых услуг.
«Одним из наиболее ярких трендов в финтех-секторе Казахстана является развитие цифровых платежных систем. В прошлом году аналитическая компания RISE Research, в коллаборации с международной консалтинговой фирмой Fintech Consult, выпустила отчет, где были выявлены и детально изложены ключевые тренды этого рынка. Помимо прочего, сильно выделяется рост в сферах цифровых платежей и электронной коммерции, суперприложений, цифровых активов, и необанкинга», — сказала она.
Исследователи назвали Казахстан лидером в улучшении финансовой доступности в СНГ.
«С ростом числа пользователей интернета и мобильных устройств, вырос и спрос на удобные и безопасные способы осуществления платежей. Это, в свою очередь, открыло множество возможностей для финтех-компаний предложить инновационные решения в области цифровых платежей в стране и усилить статус Казахстана как мощного финтех-хаба», — пояснила она.
Еще одним сектором, где Казахстан демонстрирует высокий уровень динамики и роста, являются блокчейн и криптовалюты: с 2021 года в Казахстан стали активно уходить майнеры из Китая, что существенно повлияло на прогресс отрасли. Согласно исследованию Кембриджского центра альтернативных финансов, в 2023 году Казахстан занимал 9-ое место в мировом списке мощностей, задействованных в майнинге криптовалют. Как следствие, местные власти стали уделять больше внимания регулированию как майнинга, так и криптосектора в целом.
«Насколько мы можем видеть, развитие финтеха в Казахстане в целом соответствует общемировым тенденциям и подходит к своим пикам развития. Местная экосистема стартапов значительно выросла, заняв первое место среди стран Центральной Азии. Появляется все больше проектов, которые представляют из себя вполне устойчивые бизнесы с найденным product-market fit и понятной моделью монетизации. Основным драйвером развития этой сцены в ближайшем будущем станет, как мне кажется, способность масштабировать бизнес. Здесь уже не идет речь о постоянной инновации – все время изобретать что-то новое невозможно. Куда важнее научиться работать с тем, что уже было создано, и максимизировать доходность этих технологий для местной бизнес-среды. В этом плане, я верю в слова г-на Токаева. Казахстан – это страна с огромным потенциалом в финтехе. Там созданы благоприятные условия для развития финтех-компаний, включая развитую инфраструктуру, хорошие законодательные и налоговые условия для стартапов, поддержку государства, и молодое поколение амбициозных предпринимателей, ориентированных на глобальный рынок», — заключила она.