Депутаты Мажилиса приняли изменения в законодательство, согласно которым вейпы в стране полностью запрещаются. Но будет ли такой закон эффективен и решит ли он проблемы из-за которых инициировались поправки?
По сути, продажу и оборот вейпов запрещают в связи с их популярностью у подростков. А на вопрос депутатов о том, почему хотят ввести именно запрет вейпов, а не сигарет, которые экспертами однозначно признаются более вредными, депутаты поясняли, что в курении сигарет детей уличить легче. Вейпы же маскируются под приятными запахами, а потому родителям сложно распознать проблему. При этом тот факт, что вейпы в ряде стран признаются менее вредными альтернативами традиционному курению и дают взрослым курильщикам шанс снизить вред для своего здоровья нашими парламентариями был проигнорирован вовсе.
А будет ли вообще работать новый запрет, если, скажем, запрет на курение кальянов никто не соблюдает? Этим вопросом задался член Общественного совета Алматы Рафаэль Гасанов. Он отмечает, что депутаты и Минздрав хватаются за самые простые кабинетные решения, не продумав механизмы их исполнения.
«Не так давно вступило в силу требование закона, обязывающее самокатчиков не превышать определенную скорость при движении по тротуарам. Громко, гласно и вроде бы все правильно, но исполнители порядка в лице Министерства внутренних дел сразу заявили, что они не смогут контролировать соблюдение данной нормы. Однозначно стоять с радаром на каждом перекрестке они не смогут, а всемогущему Сергеку справиться бы с городскими машинами. Получается, деньги, время и ресурсы Парламента на ветер. И все с подачи громкоголосых общественных фанатиков», — считает Гасанов.
Известный общественник говорит, что он далёк от того, чтобы игнорировать реальность, в которой каждый второй школьник в Казахстане использует вейпы. Но при этом считает, что вопрос не в продукте, а в его доступности в рознице и не работающем запрете на продажу лицам до 21 года.
Между тем, с учётом того, что вейпы не запрещены в соседних странах, в частности в России, с которой у нас единое таможенное пространство и «зелёный свет» для взаимной торговли, логично предположить, что вейпы всё равно будут попадать на казахстанские рынок. Только теперь, в условиях запрета, они уйдут в тень. А контрафактный рынок – это нерегулируемый рынок со всеми вытекающими из этого последствиями и опасностями.
«Помню с детства, что более старшее поколение костерили Горбачева, но тогда не понимал за что, а сегодня благодаря ИИ и гугл ознакомился и обалдел! Почему бы не учесть опыт прошлого, хотя бы «Сухого закона» в СССР, который привел к появлению самогонов и других обходных способов. Просто приведу найденные на просторах интернета исторический опыт в фактах, как ведение запретов может вызвать негативные последствия, включая увеличение нелегального оборота и создание подпольного рынка. Например, «Сухой закон» в свое время активизировал рост теневого рынка алкоголя. Самогоноварение достигло небывалых размахов: продажа сахара выросла на 18%», — отмечает Рафаэль Гасанов.
Он также приводит и другие цифры и факты. В частности, напоминает, что в конце 1980-х на почве сухого закона в СССР произошел резкий рост числа наркоманов и токсикоманов. В 1987 году было зафиксировано более 44 тысяч отравлений на алкогольной почве (погибли 11 тысяч человек), а число зарегистрированных Минздравом наркоманов выросло с 9 до 20 тысяч. Урон для бюджета оказался катастрофическим: «вместо прежних 60 миллиардов рублей дохода пищевая промышленность принесла лишь 38 миллиардов в 1986 году и 35 миллиардов в 1987 году.
«Отравление вейпами в 2018 в США, согласно отчету СDC США, было из-за кустарного добавления витамина Е в жидкости, то есть контрафактный продукт…Что нам делать дальше и как обезопасить детей и подростков на практике? Наверное, примем очередной запрет…Я никогда не курил вейпы, по-видимому, не мое поколение, но давайте просто подумаем и поставим перед собой цель не только бороться, как нанайские мальчики, как бы со «злом», но и предложим реальные решения. Я и мои коллеги приняли решение внести свой вклад в мониторинговую работу в целях освещения в СМИ эффектов непродуманных законов, будь это сфера услуг или товары и продукты потребления. Иначе получается, что мы становимся соучастниками всего безобразия, которое бесконтрольно имеет место быть в дебрях Минздрава и Парламента, самое неприятное… от лица и во благо народа Казахстана. Ну, а на сколько эффективен будет этот закон, мы просто из интереса будем отслеживать и предполагаю, что скоро уже узнаем, но ратующие за этот запрет чур не обижаться!», — пообещал Рафаэль Гасанов.