Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
524
0.00
EUR
545
0.00
RUB
5.11
0.00

Эксперт: При помощи реформ Казахстан может стать более привлекательным для инвесторов

180

Это самый значительный номинальный рост в Центральной Азии.

«Положительная динамика отмечается и по ВВП на душу населения, прогнозный показатель на 2023 год составил почти 13 тысяч долларов, годовой рост оценивается в 1,6 тысячи долларов. По прогнозу МВФ, к 2028 году данный показатель вырастет на треть – до 16,8 тысячи долларов», — заявил Касым-Жомарт Токаев в ходе интервью газете Egemen Qazaqstan. Какими путями в РК могут достичь поставленных целей? Как проводимые реформы отразятся на развитии экономики страны и благосостоянии граждан?

Свое мнение по этим и другим вопросам выразил доктор политических наук Андрей Казанцев.

— Андрей Анатольевич, в сентябрьском Послании Президентом поставлена задача перейти на новую экономическую модель. В качестве стратегической цели обозначена задача удвоения ВВП к 2029 году. Насколько, по Вашему мнению, это амбициозные планы? Что необходимо сделать для того, чтобы эффективно их реализовать?

— Удвоение ВВП к 2029 году — это, действительно, очень амбициозная задача и её реализация неизбежно потребует концентрации сил государства. Тем не менее, надо сказать, что, в принципе, такая задача вполне достижима, если действительно поставить такую цель и последовательно её реализовывать. Потому что Казахстан уже сейчас является самым богатым государством постсоветского пространства по ВВП на душу населения. До этого таковым была Россия, однако сейчас в связи с тем, что происходит в РФ, безусловно, Казахстан стал лидером. Но РК достигла такого положения, а именно лидерства по ВВП на душу населения на постсоветском пространстве, не только за счёт того, что Россия упала, но и за счёт того, что сам Казахстан достаточно быстро развивался. При чём, в отличие, например от России или Туркменистана, которые просто использовали доставшиеся им с советского времени нефтегазовые индустрии, хотя, конечно они их развивали и совершенствовали, но вот Казахстан вообще построил эту нефтегазовую индустрию с нуля. В этой связи, вполне можно говорить именно о реализуемости задачи удвоения ВВП. Потому что Казахстан и раньше показывал достаточно высокие темпы развития и поэтому высокие темпы развития в последующие годы, они вполне реальны. Хотя это не гарантированно, повторюсь, это требует серьёзной работы.

— Экономическая конъюнктура в мире, безусловно, влияет на Казахстан. Но любые сложности всегда открывают и новые возможности, отметил Касым-Жомарт Токаев. Что Вы думаете по этому поводу?

— Действительно, любая кризисная ситуация, подобная той, что сейчас наблюдается в мире, она несёт как риски, как угрозы, так и какие-то возможности. И, в принципе, если возвратиться к вопросу об удвоении ВВП, то вообще невозможно его удвоить, если не пользоваться какими-то конъюнктурными возможностями, которые предоставляет современный мир. Какие возможности может предоставить современный мир при том, что в мире сейчас твориться, в каком-то смысле, полный хаос? Ну, во-первых, сейчас достаточно велики риски инвестиционные во многих регионах мира, в связи с войнами, конфликтами, политической нестабильностью и так далее, в этом плане, например у Казахстана, как ни странно, появляются дополнительные возможности для привлечения инвестиций. Потому что деньги пойдут туда, где, во-первых, стабильность, а во-вторых, возможности для ускоренного экономического развития, то есть, опять-таки, это вопрос реформ. При помощи реформ Казахстан может стать более привлекательным для инвесторов. Тут, к слову, надо сказать, что РК является безусловным лидером уже сейчас на постсоветском пространстве по привлечению инвестиций на душу населения. Это была огромная системная работа, которая делалась десятилетиями, и дальше можно работать в этом направлении и за счёт привлечения инвестиций решить задачу с удвоением ВВП. Другие есть возможности, которые предоставляет современный мир, в частности, как ни странно, даже основной экспортный товар Казахстана – нефтегазовые, а также другие виды сырья, которые он поставляет, они в условиях неустойчивой конъюнктуры могут, как упасть, так и вырасти. То есть, вполне вероятен и рост цен на товары, которые производит Казахстан, а это, в свою очередь сделает вклад в рост ВВП. Также в условиях нестабильности, прокладка транспортных маршрутов дополнительных, которые повышают надёжность логистики маршрутов, они имеют перспективы. В этом плане диверсификация поставок товаров, в том числе по тем маршрутам, которые проложены через территорию Казахстана, она имеет определённые перспективы. Например, известная ситуация на Ближнем Востоке, она может серьёзный удар нанести по транспорту, по морским путям из Китая в Европу. В этой ситуации КНР вполне может воспользоваться новыми перспективами, которые она имеет за счёт прокладки транспортных маршрутов через территорию Казахстана.

— В планах провести в Казахстане всенародный референдум. На нём граждане примут решение по вопросу строительства АЭС. Как Вы оцениваете данную инициативу К. Токаева? О чём она свидетельствует?

— Что касается мировой ситуации со строительством новых АЭС, это действительно сложная ситуация. Потому что, с одной стороны, если 30 лет назад, предположим, после Чернобыля мировое общественное мнение, которое было заинтересовано в вопросах экологии, очень негативно относилось к атомной электростанции, но это не только после Чернобыля, это позднее, ещё и после аварии на Фукусиме, в Японии, так вот, сейчас ситуация начинает несколько меняться. Потому что упор, ударение мировое экологическое общественное мнение больше делает на выбросах С02. С точки зрения выбросов СО2 атомные электростанции являются экологичными, хотя, конечно, с точки зрения радиации, это не столь экологично. Таким образом, АЭС это некая дилемма. Вы снижаете выброс СО2, но с другой стороны создаёте некие угрозы, связанные с возможным выбросом радиации, либо в случае аварии, либо потому что вам надо хранить отходы атомные, и там они тоже могут каким-то образом попасть в окружающую среду. В этом плане, это сложная дилемма, но тут, как раз, общественное мнение и должно решать. Поэтому вынесение этого вопроса на решение общественного мнения – это совершенно правильное решение, и оно соответствует мировым стандартам современным. То есть, пусть народ сам решает, что у него будет в приоритете, какой способ решения экологических проблем, с учётом необходимости дополнительных источников энергии в Казахстане, будет для населения предпочтительным.
Нужно отметить, что решение о вынесении строительства АЭС на референдум – это реализация концепции «Слышащего государства», то есть, это дополнительный показатель демократизации, демократических реформ, проводимых в государстве. Поскольку ни бюрократия будет решать, что ей удобно — строить атомную электростанцию – не строить, а будет само население взвешивать выгоды и риски для себя. И, надеюсь государство сможет создать некую информационную ситуацию, когда население будет оповещено о рисках и возможностях любого из решений: строительства и не строительства АЭС, там во всех случаях есть определённые риски и возможности.

— Мы продолжим конструктивную и сбалансированную внешнюю политику с учётом национальных интересов государства, отметил Президент. О чём, на Ваш взгляд, говорит это заявление? Какую роль наша страна сегодня занимает на мировой арене?

— Казахстан проводит многовекторную внешнюю политику и поддерживает одинаково дружеские отношения со всеми ключевыми партнёрами, включая Китай, страны Запада, страны Исламского мира, Россию и постсоветские страны. Безусловно, такая политика может вызывать чьё-то раздражение, поскольку в условиях конфликта разным государствам хотелось бы, чтобы Казахстан однозначно встал на их сторону, но для самой РК это не выгодно. Руководство Казахстана исходит из собственных интересов страны, из национальных интересов. И сохранение мира в условиях высоко конфликтного окружающего пространства, в общем говоря, это лучший способ построить современное стабильное и главное процветающее государство. Сохранение мира со всеми – это, собственно, один из основных способов реализовать задачу удвоения ВВП Казахстана в ближайшие годы. Потому что, если брать те государства, которые делали серьёзные рывки в экономическом развитии в мировой истории, то практически всегда это делалось в условиях мира, особенно, если образовывался такой очаг, окружённый нестабильными государствами.

— В 2024 году Казахстане пройдёт ряд представительных саммитов и форумов. РК будет председательствовать сразу в нескольких авторитетных международных организациях. Какие, по Вашему мнению, перспективы открываются в рамках деятельности этих площадок у страны и региона, в целом?

— Казахстан будет председательствовать в этом новом году в ШОС, СВМДА, Организации тюркских государств и в ряде других форумов. Это — хорошая возможность ещё раз показать всему миру природу миролюбивой многовекторной политики страны. Это также возможность углубить отношения с целым рядом ключевых партнёров. Как я уже говорил выше, развитие отношений с целым рядом государств будет способствовать ускоренному экономическому росту. Также многовекторность в условиях высоких внешних рисков повышает устойчивость государства, способствует сохранению стабильности. А это — ещё одна возможность улучшить жизнь населения.

— Какие ещё ключевые моменты, озвученные в интервью Президентом К. Токаевым, Вы могли бы выделить особо?

— В Казахстане будут поступательно продолжаться реформы, направленные на демократизацию общества, развитие правового государства, защиту прав человека и гуманизацию общества. С точки зрения перспектив реформ важно, что Президент дал оценку кровавым событиям января 2022 года. Фундаментальной причиной событий он назвал непоследовательное проведение политических и социальных реформ в предыдущий период из-за влияния специфической группы интересов, пытавшейся использовать в своих интересах ситуацию двоевластия в стране. В этой связи Касым-Жомарт Токаев понимает: сохранение стабильности в стране связано с поступательным развитием, а развитие невозможно без реформ. Это, как мне кажется, его основной месседж.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter