Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
444
0.00
EUR
476
0.00
RUB
4.82
0.00

Россия построит три ТЭЦ в Казахстане: каковы условия сделки

4633

В сентябре этого года президент Касым-Жомарт Токаев, обращаясь к нации, подчеркнул: «Казахстан должен обеспечить себя собственной электроэнергией и избежать зависимости от импорта из соседних стран».

Ранее поступало предложение со стороны России о возведении АЭС. Однако в Казахстане пока не принято окончательное решение по этому вопросу.

Согласно договору между РК и РФ, ответственным исполнителем со стороны России указано общество с ограниченной ответственностью «Интер РАО-Экспорт», имеющее полномочие выбора всех субподрядчиков. Со своей стороны, Казахстан выбрал для участия в проекте АО «Самрук-Энерго». Интересно отметить, что как «Интер РАО-Экспорт», так и АО «Самрук-Энерго» создадут специализированные дочерние компании для выполнения данного проекта. Деятельность этих дочерних компаний будет контролироваться министерствами энергетики обеих стран. Очевидно, что схема реализации контракта представляет собой сложный механизм. Однако неясно, какие последствия это может иметь на стоимость будущих объектов.

По факту Казахстан обладает опытом и квалификацией в геодезических работах, а также во многих других отраслях, что позволяет ему самостоятельно выполнять такие работы без завлечения иностранных партнёров. Возникает вопрос о необходимости передачи указанных обязанностей российской стороне, учитывая имеющиеся у Казахстана компетенции и ресурсы.

Рассмотрение факторов, связанных с делегированием определенных функций российским исполнителям, может быть оправданным лишь при учете специфики проекта, его масштаба и возможной необходимости кооперации для достижения наилучших результатов. Однако в контексте имеющихся у Казахстана ресурсов и опыта критично оценить реальную целесообразность передачи таких задач сторонним партнерам.

«Если данная проблема останется нерешенной заранее, возникает вероятность того, что Россия возьмет на себя механизмы управления. Предполагается, что «Казахстан, чьи специалисты не подготовлены», вынужден будет принять это. В случае подтверждения данного сценария это может негативно сказаться на энергетической безопасности страны. Такие действия могут также рассматриваться как инструмент внешнего давления на независимость Казахстана», — рассуждает Abai.kz.

Перед подписанием договора российская сторона заинтересована в выполнении следующих задач:

  • разработке технических решений для трех станций, функционирующих на газе или угле, и
  • проведении проектного обоснования строительных площадок.

Финансирование этих работ осуществляется со стороны Казахстана. После подписания договора будут определены объем и сроки работ. Затем Россия самостоятельно выбирает генерального подрядчика и субподрядчиков, а также намеревается провести все необходимые работы.

В документе упоминается неясное обязательство привлечения рабочей силы из Казахстана, в то время как четко отмечается необходимость обеспечения приезда и проживания российских специалистов. Это в интересах российских субподрядчиков.

С нашей стороны возникает вопрос: можно ли доверять России, находящейся под санкциями? Это вопрос вызван тем, что многие российские государственные компании оказались в международных санкционных списках и ограничены в доступе к мировым рынкам, технологиям и международной торговле. Однако стоит отметить, что этот фактор не оказывает влияния на строительство таких комплексных объектов, как теплоэлектростанции.

Статья 8 договора утверждает, что любые разногласия будут разрешаться путем переговоров специальных органов обеих сторон. Если эти переговоры не приведут к решению, спор будет разрешаться на основе взаимного сотрудничества. Однако это вызывает опасения, учитывая, что в современном мире часто происходят радикальные политические изменения в странах. Подобный опыт имеется и в Казахстане, где происходили перемены в политическом ландшафте от «Старого Казахстана» к «Новому Казахстану».

Существует вопрос о гарантиях того, что правительства обеих стран останутся неизменными на протяжении выполнения договора, особенно учитывая возможность смены власти. Обычно важные международные соглашения поддерживаются мировыми судами и правовыми структурами. Однако Россия на данный момент не готова прибегнуть к такому подходу. В договоре упоминается Арбитражный суд Международного финансового центра в Астане, но степень доверия населения к этому институту вызывает сомнения.

Поднят также вопрос о том, соблюдается ли принцип «держать слово» в данном договоре. Что делать в случае форс-мажорных обстоятельств? Неизвестно. Кроме того, на всех уровнях реализации контракта приоритет отдается только России. Россия имеет право выбирать всех подрядчиков, с условием, что они соответствуют лицензионным требованиям Казахстана.

«Однако, учитывая проблему коррупции в обеих странах, появляется вопрос о длительности и эффективности этого подхода».

Переводные статьи могут не отражать позицию редакции 365info и публикуются с целью повышения информированности наших читателей

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter