По инициативе мажилисменов, при поддержке детского омбудсмена и НПО разработан закон, меняющий подходы государства к защите детей в семье и за ее пределами.
Недавно профессор юриспруденции Муслим Хасенов рассказывал в СМИ, почему важно расследовать каждый случай суицида или попытки, вне зависимости от наличия заявления.
«Мы не должны упрощенно воспринимать суицид как добровольный уход из жизни, особенно если это касается ребенка. Потому что это очень циничный и опасный подход. И мы должны понимать, что у любого суицида, особенно детского, есть причины, когда человек, особенно ребенок, доведен до отчаяния и помимо внутренних психологических факторов есть внешние. И в науке уголовного права уже сформировалось понятие «криминальный суицид». Это такое самоубийство, причиной которого выступает внешнее негативное воздействие физического, психического, информационного характера», — отметил ученый.
Что только подтверждает: дети становятся самоубийцами не на ровном месте. По словам Муслима Хасенова, у суицидальности очень высокая латентность и почти всегда непонятные причины.
«Ежегодно в Казахстане в среднем 172 ребенка совершают акты суицида. А количество попыток суицида среди несовершеннолетних достигает 350 случаев в год. То есть это 527 конкретных фактов суицидальности среди детей. По статистке, 40% всех детских суицидов совершены по неустановленным причинам», — заключил профессор.
Он сказал, что депутатам предлагают дополнить статью 180 УПК РК (поводы к началу досудебного расследования) и фактом суицида помимо существующих заявления, явки с повинной, сообщения в СМИ или рапорта должностного лица
По мнению профессора, расследовать нужно каждый факт самоубийства и попыток, и уголовный процесс располагает всем необходимым инструментарием для выяснения их причин.
Это, безусловно, было бы прогрессом в области борьбы с детскими суицидами: больше знаний – легче заниматься профилактикой.
Например, в ВКО специалисты управления образования недавно пришли к выводу, что чаще всего подростки идут на последний шаг из-за нарушения отношений в семье. В этом им помогли центры поддержки родителей во всех школах региона. Область в 2023 году плотно взялась за профилактику девиантного и суицидального поведения среди школьников и студентов через социальную и психологическую помощь всей семье – по осознанному родительству тоже.
Потому что детский омбудсмен Динара Закиева в ноябре поделилась данными о том, что в Казахстане в 2023 году были убиты 25 детей, шестеро – ближайшими родственниками.
— Очень важны законодательные изменения, которые по поручению президента мы предусмотрели в разработанном совместно с госорганами и депутатами законопроекте по безопасности детей.
Одной из важнейших поправок является уголовная ответственность (криминализация) за насилие, побои, легкий вред здоровью, совершенных в отношении детей,
ведь, обеспечив неотвратимость наказания, мы можем предотвратить тяжелые последствия; исключение примирения по всем случаям насилия в отношении детей; инфраструктура помощи семьям, профилактика и так далее. Всего 109 поправок на данный момент, — рассказала уполномоченный по правам ребенка.
По данным Динары Закиевой, в Казахстане на 6,8 млн детей всего 303 сотрудника опеки, то есть 22 тысячи на одного сотрудника. В мировой практике норма – один человек на 5 тысяч детей. Министр просвещения Гани Бейсембаев уже гарантировал трансформацию органов опеки в полноценные институты по защиты прав детей с достаточным количеством кадров, денег и техники.
Большая роль в проводимой работе по детской безопасности отводится депутатам мажилиса. Бывший министр образования, ныне мажилисмен Асхат Аймагамбетов, представляя новый законопроект, рассказал, что документ группа депутатов готовила с весны, а летом его направили в правительство для получения заключения. Большинство новелл кабмин поддержал.
Что принципиально нового готовит государство для детей – новые принципы борьбы с беспризорностью.
— Есть семьи, в которых в силу разных объективных и необъективных причин досуг детей не занят. Конечно, на то у них разные причины. У одних родители или законные представители ведут асоциальный образ жизни. У вторых родители днем и ночью на работе, и физически не хватает времени. У других родители просто не знают о такой возможности. А ведь это как раз та категория детей, которые нуждаются в особой поддержке со стороны государства. Они обычно остаются наедине с самими собой. Вот их мы и предлагаем автоматически записывать в кружки и занимать, не дожидаясь обращения родителей, — отметил Аймагамбетов.
Норма, конечно, не панацея, но сам факт внедрения проактивного формата вовлечения детей в организованный досуг – это большой прогресс. Тем более когда речь идет о семьях с сомнительным благополучием или вовсе неблагополучных.
Коллега Аймагамбетова – депутат Жулдыз Сулейменова – также рассказала, что депутаты партии Amanat предлагали серьезные поправки и для обеспечения прав женщин. То есть в планах у депутатов была радикальная защита от любых форм насилия самых уязвимых казахстанцев: любое насилие – уголовное преступление и пожизненное заключение для педофилов. Попадут ли эти нормы на голосование к депутатам, будет понятно очень скоро.