Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
0.00
EUR
520
0.00
RUB
4.85
0.00

Одного Хоргоса мало: зачем Казахстан строит третий железнодорожный коридор в Европу?

1158

Сенсация не для всех

Эксперты Данияр Ашимбаев, Марат Шибутов и известный китаевед Адиль Каукенов стремительно отрепостили сообщение пресс-службы премьер-министра Алихана Смаилова:

«Началось строительство новой железнодорожной линии «Бахты – Аягоз»…  Планируется открытие третьего пограничного перехода с Китаем – «Бахты – Чугучак». Предполагается, что линия «Бахты – Аягоз» увеличит пропускную способность между Казахстаном и Китаем с 28 до 48 млн тонн».

Китаевед Адиль Каукенов сухо прокомментировал это событие: «Ввод линии позволит почти в два раза (!) увеличить пропускную способность казахстанских маршрутов с 28 до 48 млн тонн. На сегодня между Казахстаном и Китаем действуют всего два железнодорожных перехода, «Достык-Алашанькоу» и «Хоргос», чего явно недостаточно».

За этими сухими фактами и скромными оценками стоит на самом деле очень большое событие: Казахстан сможет почти в два раза увеличить поставки товаров из Китая в Европу. Возможно, в два раза увеличить количество рабочих мест на этом маршруте. Вдвое больше получить доходов. И увеличить свой геополитический вес.

Открытая степь: Казахстан помогает Китаю идти на Запад

Войны и геополитические неурядицы сильно влияют геополитическую карту мира, и очень стремительно. В то же время, вопреки этим разрушительным явлениям, особое значение приобретают сотрудничество и способность созидать новые стратегические возможности.

Казахстан важен для Европы как ключ к Центральной Азии и мост в Китай. Казахстан важен для Китая как партнер на пути в Европу. В рамках международного сотрудничества между двумя экономическими гигантами у Казахстана есть свое, особое и очень выгодное место.

10 лет назад, в сентябре 2013 года Председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул инициативу «Один пояс и один путь», в рамках которой Казахстану отводилось совершенно, особое место в этой новой мировой архитектуре. И с тех пор роль Казахстана только возрастает.

Преимущества страны очевидны:

  • местоположение,
  • политическая стабильность,
  • ресурсы,
  • культурное разнообразие и др.

В сумме эти факторы превращают Казахстан в ключевой регион «Одного пояса и одного пути». Ключевой, но не единственно важный со стратегической точки зрения. Но… Об этом чуть позже.

Рост — лучшее доказательство

Цифры показывают, что ставка на особенное положение Казахстана себя полностью оправдывает.

В результате объем торговли между Китаем и Казахстаном с января по октябрь 2023 года достиг 32,7 млрд долларов США. Это на четверть (точнее, на 28,9%) больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, да и в целом это уже больше, чем вся аналогичная торговля прошлого года.

Важно отметить – в огромном Китае один регион имеет для Казахстана особенное значение. Приграничный Синьцзян (СУАР). Еще один стратегически важный кирпичик огромного «Пояса-Пути».

Чтобы понять ценность Синьцзяна для Казахстана, достаточно привести несколько цифр. Объем торговли СУАР с Казахстаном в 2023-м году составил 16,35 млрд долларов США, и это половина, 50% товарооборота Китая и Казахстана. Вполне возможно, что цель товарооборота в 40 млрд долларов США к 2030 году, поставленная главами двух государств будет достигнута раньше запланированного срока.

Таким образом, партнерские отношения Казахстана и Синьцзяна играют особую роль в экономическом развитии. Фактически, именно здесь реализуется значительная часть потенциала сотрудничества двух стран.

«Братья» Синьцзяна в Казахстане

Пожалуй, на факторе Синьцзяна стоит остановится особо. Этот регион периодически мелькает в мировых новостях и, вероятно, в будущем его роль и значимость будут только возрастать.

Власти Синьцзяна понимают, какие перспективы открывает региону сотрудничество с Казахстаном. В Казахстане также понимают, насколько важны добрососедские отношения. В марте 2023 года Ма Синжуй, член политбюро ЦК КПК, секретарь парткома Синьцзян-Уйгурского автономного района, совершил успешный визит в Казахстан. Можно смело сказать, что после него сотрудничество между Синьцзяном и Казахстаном вышло на скоростную полосу «Одного пути».

На сегодня Синьцзян нашел в Казахстане уже несколько побратимов: город Алматы, Абайская, Алматинская, Восточно-Казахстанская, Жетысуская области. Фактически, крепкие братские связи установлены со всеми городами и регионами, прилегающими к казахстано-китайской границе.

Статус «побратима» означает, что делегации из Синьцзяна и упомянутых регионов последовательно обменялись визитами, которые открыли новые ценные возможности для сотрудничества.  Между регионами-побратимами был подписан ряд взаимовыгодных соглашений о сотрудничестве.

  • Развитие обоюдовыгодной торговли СУАР с Казахстаном – политический приоритет обеих стран. Именно поэтому были проведены такие мероприятия, как
  • ІІ Дружественный диалог приграничного сотрудничества РК и СУАР (КНР),
  • XVIII выставка китайских товаров в Казахстане,
  • Торгово-экономический форум предприятий Или-казахского автономного округа и Алматинской области,
  • Китайско-казахстанский форум по продвижению инвестиций в торгово-экономической сфере.

Встречи формата «B2B» между китайскими и казахстанскими мероприятиями и вовсе уже не поддаются счету. Все это придает мощный импульс торгово-экономическому и деловому сотрудничеству между двумя сторонами.

100 минут

Цифры бурного роста торговли впечатляют. И немного ослепляют. В первом полугодии 2023 года в рамках маршрута «Китай-Европа» было отправлено 8624 грузовых поездов, что на 14,8% больше, чем в прошлом году. Из них около 50% отправлялись из портов Алашанькоу и Хоргос на Запад, через территорию Казахстана. Все пять пар сухопутных портов между Китаем и Казахстаном работают эффективно, объемы грузовых и пассажирских перевозок находятся на высоком уровне, что только укрепляет связь регионов.

Вот еще цифры, от политолога Марата Шибутова, который цитирует китайское агентство «Синьхуа»: «С начала этого года город Сиань, административный центр провинции Шэньси на северо-западе Китая, обслужил более 5 тыс. грузовых поездов, курсирующих по маршрутам Китай-Европа, что на 15,6 проц. больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Таким образом, станция международного порта Сианя стала первой железнодорожной станцией Китая, обслужившей более 20 тыс. грузовых поездов «Китай-Европа». При этом каждые 100 минут на эту станцию в среднем прибывает или отбывает от нее один грузовой ж/д состав. На данный момент в общей сложности 17 международных маршрутов грузовых ж/д перевозок «Китай-Европа» связывают Сиань с основными пунктами отправки товаров в Евразии.

К настоящему времени количество отправленных поездов, следовавших по маршрутам международных ж/д грузоперевозок Китай-Европа, достигло 81 тыс., а сеть этих маршрутов охватывает 217 городов в 25 европейских странах, сообщают в Госкомитете по делам развития и реформ КНР».

Когда на дороге тесно…

Когда эйфория от этих цифр проходит, становится понятно, что у роста есть видимые пределы.

Во-первых, стремительно растущая нагрузка на уже существующую инфраструктуру – сама по себе риск. Управляемый, но все же риск.

Во-вторых, то обстоятельство что бурный рост идет десятками процентов, на четверть, на треть, показывает, что имеющийся потенциал требует расширения. Потому что на дороге становится тесновато.

Помните слова китаеведа Адиля Каукенова? «На сегодня между Казахстаном и Китаем действуют всего два железнодорожных перехода, «Достык-Алашанькоу» и «Хоргос», чего явно недостаточно». Это значит, что третий транспортный коридор из Китая в Европу через Казахстан нужен уже сейчас. Строительство начато.

Если экстраполировать динамику роста торговли на новый маршрут, то есть фактически умножить в полтора раза все ткущие показатели… Перспективы Казахстана при таком раскладе вырисовываются более, чем впечатляющие. Конечно, реальность внесет свои коррективы, но кто знает, в какую сторону изменятся цифры? Вполне возможно, что к 2027 году появится необходимость и четвертого коридора из Китая в Европу через Казахстан.

Здесь надо понимать, что в этой транспортной математике работает не только фактор торговли Китая и Европы. Есть и другие составляющие. 

Китайские туристы мечтают увидеть Казахстан

Простые человеческие отношения и связи между Китаем и Казахстаном углубляются изо дня в день. Лучшее доказательство тому – растущий поток китайских туристов в Казахстане. Простые люди полны любопытства и мечтают увидеть красоты Казахстана. С начала 2023 года количество китайских туристов, посетивших Казахстан, демонстрирует взрывной рост. Важно отметить, что посмотреть на красоты казахских степей и гор едут не только туристы из Синьцзяна, но и множество туристов из других уголков Китая. На внутреннем рынке Китая огромную популярность набирают туры под условным названием «Синьцзян + Казахстан».

Новый импульс этому тренду даст «Год туризма Казахстана», который стартует в следующем году в Китае. Напомню, что Алматы стал туристической и культурной столицей ШОС в 2024 году. Надеемся, что с открытием новых авиарейсов и международных автобусных маршрутов с обеих сторон как можно больше туристов из Китая и Казахстана смогут реализовать свои мечты и съездить друг к другу в гости. В целом это будет только способствовать укреплению связей между нашими народами.

Есть такой нюанс. Китайские туристы в своей родной стране уже привыкли к тому, что удивляет весь мир — высокоскоростным железным дорогам. Поезд со скоростью 350 км/час соединяет отдаленные города, перемещая огромные потоки людей с завидной регулярностью. Кто знает, возможно, в будущем эти технологии придут и в Казахстан, следом за новыми железно-дорожными маршрутами и китайскими туристами?

Новые горизонты Пути

Конечно, точно и детально оценить эффект, который окажет на Казахстан строительство нового транспортного коридора, непросто. И очевидно, этот вопрос войдет в повестку такого значимого события, как третий Форум международного сотрудничества в рамках проекта «Один пояс и один путь», который пройдет в октябре 2024 года в Пекине. В конце концов, третий транспортный коридор – звено одной большой цепи, кирпичик большой дороги, и важно понимать, как он заработает в общей структуре.

Здесь важно понимать то, что объективно Китай является крупным партнером стран Центральной Азии, — партнером, который готов строить и помогать в развитии. Факты таковы: Китайские инвестиции в Центральной Азии превышают российские. Это открыто признал Евразийский банк развития. Согласно оценкам ЕАБР, объем китайских инвестиций составил $55,9 млрд по итогам первого полугодия 2023 года, российских — $23,8 млрд. Разница очевидна. Как очевидна и готовность строить совместное будущее – ведь инвестиции означают именно это. 

Языком цифр: факты о маршруте «Бахты – Аягоз»

  • 272 км – общая протяженность железно-дорожных путей;
  • 2027 год – срок ввода в эксплуатацию;
  • 47 – количество мостов на пути;
  • 23 – железнодорожных путепровода;
  • 16 – смотровых сооружений;
  • 11 – станций;
  • 8 — автодорожных путепроводов;
  • 5 – количество пешеходных мостов;
  • 500 тысяч шпал будет использовано для строительства;
  • 36 тонн рельсов;
  • 85% — ожидаемый процент местного, казахстанского содержания товаров и услуг в строительстве проекта.
© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter