Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
442
0.00
EUR
476
0.00
RUB
4.86
0.00

Кто и как манипулирует нашим сознанием?

218
Фото: dev.by
Сегодня то и дело можно заметить, как целые корпорации работают над тем, чтобы манипулировать не одним, не десятью людьми, а большими массами людей. Так рождаются всевозможные вбросы и фейки, которые люди потом пересылают друг другу по чатам и по соцсетям, совершенно не задумываясь, что нужно проверять информацию перед тем, как в нее поверить и уж тем более пытаться убедить других людей в ее правдивости. Как так? Неужели человек настолько обмельчал, что уже не может анализировать? Правда в том (и это подтверждают многочисленные эксперты в области фактчекинга, проверки информации), что манипуляторы общественным мнением все активнее используют методы так называемой социальной инженерии, то есть профессионально манипулируют сознанием, пишут фейковые новости и сообщения так убедительно и правдоподобно, что не каждый даже подкованный, образованный пользователь сможет быстро понять, что это – фальшивая новость.

Более того, авторы фейков используют возможности искусственного интеллекта, подмены изображения, поэтому-то и прокатывают всякие «розыгрыши от Тимати» с его «видеообращением» (хотя оно создано с помощью ИИ, обыватели вряд ли смогут отличить его от настоящего), а потом толпы народа идут в органы правопорядка с тоннами заявлений, где пишут, что «поверили, не разглядели, а деньги со счета куда-то ушли».

Если обратиться к науке, то ученые акцентируют внимание на нескольких пунктах, без которых не получится говорить о качестве фейкового вброса. То есть, объясняя простым языком, если мощная фейковая информация, которая залетит, должна обязательно быть сенсационной, постоянно повторять ключевые тезисы, выдирать слова и утверждения из контекста (да-да, очень часто фейки – это просто оторванное из большой книги страница!), а еще обязательно приправа всей истории какими-то мнениями, упор на стереотипы. Главный адресат информационного вброса, который призван манипулировать общественным мнением, — это мировоззрение человека, его соцсвязи и, конечно же, особенности психики.

Когда авторы фейков верно воздействуют на эти струны души, то человек будто одурманивается, теряет возможность мыслить, делать независимый выбор, меняются взгляды адреса фейков на тот или иной вопрос, а значит, и мнение. В результате фейк работает таким образом, что один человек, прочитав и поверив ложной инфе, заразившись ею, идет заражать других. Да! Это же получается как настоящий вирус! Только лечить его будут не врачи, а журналисты, блогеры и уполномоченный госорган в сфере информационной политики. Надо признать, что представители СМИ и блогосферы – это такие же живые люди, которые и сами в общем-то рискуют ненамеренно стать распространителями фейков.

Потому что чем больше дезинформации ходит вокруг, тем сложнее настраивать свой компас на правдивую информацию, ибо под массированными атаками манипуляторов общество медленно, но верно меняет казалось бы устоявшиеся социальные нормы и устои. И вот тут, для того чтобы на страже общества стояли настоящие профессионалы, подкованные, необходимо усиливать программы обучения в вузах по специальности «журналистика» с расставлением акцентов на новые вызовы и угрозы, стоящие перед работниками СМИ и социальных сетей, с акцентом на практику, на разбор реальных кейсов с успешными методами противодействия дезинформации.

Итак, чтобы внести свой вклад в тему борьбы с распространением фейков, давайте перечислим методики, используемые авторами информационных вирусов. Авторы дезинформации очень часто применяют способ внушения. Сначала аудиторию подогревают, то есть втираются к ней в доверительное отношение, становятся «своими», «надежными», пару раз показывают, что дают правдивую информацию (это реально правда). Но в нужный момент – алле-ап, и происходит подмена: вместо правды «свой человек» (блогер или журналист) преподносит очередную инфу аудитории, которая ему верит уже безоговорочно, и, мягко говоря, вот так пипл хавает вирус.

Ведь люди уже верят, доверяют источнику информации, которому позволяют думать за себя, потому что не хотят анализировать. Вывод из этого простой – информацию от любого человека, даже самого близкого и родного, нужно ВСЕГДА воспринимать критически, разбираться досконально. Даже если вы не журналист и вообще далеки от этой сферы, то поищите в интернете другие точки зрения на то, о чем вам сказали в рассылке или на видео, можете спросить у знакомых, но и их ответ проверить надо. Таким образом, главное правило – доверяй, но проверяй.

Отдельно стоит сказать, что фейкометы часто давят на эмоции. Людей пугают – будет очень плохо или совсем плохо, другого варианта нет! И начинается жесткая паника. Люди переживают, пьют успокоительное, и когда истерика немного спадет, начинают верить в то, что вариант «очень плохо» по сравнению с вариантом «совсем плохо» — это уже как бы и «хорошо». Опять-таки, противостоять этому можно, если отключать эмоции при прочтении той или иной информации. Да, страшно, но не будьте впечатлительными, отойдите от смартфона или источника, где вы это прочитали, успокойтесь и идите проверять информацию, не принимая все близко к сердцу.

Еще более сложный метод манипуляций, часто используемый в других государствах, – образ внешнего врага. В данном случае необходимо помнить, что Казахстан – независимое государство, и в идеале внутренние дела других стран не могут и не должны становиться причиной споров внутри нашей страны. Тем более что авторы таких манипуляций часто используют методики умалчивания о некоторых фактах, выстраивая нужную им логическую цепочку только на тех моментах, которые им выгодны. Опять-таки, если проверять такую информацию в других независимых источниках, увидеть действительно полную картину, то думающим человеком фейк о внешних врагах будет разбит в пух и прах.

Эксперты признают, что попытки манипулировать сознанием народных масс, как и различные вирусы и микробы, искоренить полностью невозможно. Но, выстраивая ежедневно, тщательно и вдумчиво систему противодействия фейкам, обучая журналистов, блогеров в первую очередь методам разоблачения дезинформации, возможно существенно уменьшить число успешных фейк-атак и актов манипулирования сознанием.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter