17,7%, или 37,3 тыс. автомобилей, проданных в Казахстане в первом квартале, были произведены в Китае.
Эксперты прогнозируют, что к концу 2023 года доля китайских автомобилей, продаваемых в Казахстане, может превысить 15 % (в 2022 году казахстанские дилеры реализовали 123 778 автомобилей). Для достижения этой цифры до конца года в стране должно быть продано 18 566 китайских авто. Пока показатель выполняется с профицитом. С января по март в стране было продано 37,3 тыс. автомобилей. Среди них доля произведенных в Китае составила 17,7%, сообщает Inbusiness.kz.
Китайские автомобили оказали значительное влияние на рынок Казахстана. В обществе даже бытует фраза: «Путь Казахстана к переходу на электромобили начался с появления китайских в 2023 году». Однако при взгляде на мировой авторынок становится ясно, что Казахстан не единственная страна, подверженная влиянию китайских автопроизводителей. Рост числа авто от китайских брендов на нашем рынке обусловлен не только стильным дизайном, мощной мультимедийной системой и привлекательной ценой.
Эксперты связывают этот рост с активной реализацией программы Made in China 2025, запущенной Китаем в 2015 году. В рамках этой программы государство субсидирует производство и закупки китайской техники. Особое внимание уделяется таким аспектам, как разработка электромобилей и производство аккумуляторов. Например, производители аккумуляторов для электромобилей получают льготные кредиты от правительства. Это привело к тому, что автомобили, произведенные в Китае, начали активно завоевывать мировой рынок. Кроме того, для Пекина очевидно, что Казахстан является ключевым транзитным путем в Европу.
Например, 85% китайских автомобилей, поставляемых в Европу, проходит через Казахстан. Наравне с другими соседями, такими как Узбекистан и Кыргызстан, китайские автомобили являются одними из самых доступных по цене в Казахстане. По данным российских СМИ, их цены на 15-40 % выше, чем в нашей стране. Например, модели Geely Coolray Comfort и Flagship продаются в Казахстане за 12,5 млн тенге, тогда как в России их стоимость выше на 500 тысяч рублей, что составляет около 2 миллионов рублей.
Причем рост доли китайских автомобилей в Казахстане и других странах продолжается на протяжении последних пяти лет.
По данным Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана, в 2019 году было импортировано 1 304 автомобиля, в 2020 году — 2 066, в 2021 году — 4 019, в 2022 году — 12,5 тыс., за первые 5 месяцев текущего года поставлено 16 333 штук.
Также расширилось количество представленных брендов на рынке. Если в 2022 году было представлено восемь брендов, то в текущем году их число достигло 9. На данный момент на авторынке можно встретить такие марки, как Geely, Chery, Changan, Exeed, Haval, JAC, Jetour, FAW, Hongqi. Кроме того, суббренды Zeekr, которые ранее продавались через неофициальные каналы, официально поступят в продажу в декабре этого года в Казахстане. Интерес к электромобилю высок, поэтому казахстанская компания заключила контракт на дилерство. Тем временем министр промышленности и инфраструктурного развития Марат Карабаев договорился о строительстве совместного завода в Казахстане во время своего визита в Пекин.
Несколько казахстанских компаний уже являются официальными дистрибьюторами китайских автомобилей, и некоторым из них удалось создать совместные производства.
Переводные статьи могут не отражать позицию редакции 365info и публикуются с целью повышения информированности наших читателей