Атырауский порт, который работает на протяжении долгих лет, может закрыться из-за Урало-Каспийского канала, пишет газета «Айкын».
В 2010 году единственный речной порт в Атырау был полностью модернизирован. Способность перевозить грузы увеличилась до 15 тысяч тонн. Однако вот уже третий год подряд предприятие испытывает значительные проблемы из-за того, что Урало-Каспийский канал, через который суда с Каспия заходили в Урал, не чистился долгие годы.
По словам директора порта Азамата Зулкарнаева, проблема заключается в уровне воды в канале, который вырос за последние десять лет.
«Из-за того, что работы по уровню воды в Жайык-Каспийском канале не были проведены, мы столкнулись с проблемой принимать транспортные судна», — сказал Азамат Зулкарнаев.
Глубина Жайыка в настоящее время составляет всего 20-30 сантиметров. Работы по увеличению глубины требуют больших затрат.
Из-за обмеления реки работа речного порта простаивала неоднократно Между тем, спрос на услуги со стороны стран СНГ вырос, поскольку ключевая часть технического оборудования для тяжелой промышленности поставляется через порт. Однако он все еще не в состоянии работать на полную мощность.
«Есть интерес и заказы со стороны Азербайджана, Ирана и Турции на проведение транспортных работ через речной порт. Серу, собранную на нефтяных месторождениях Казахстана, они намерены экспортировать морским путем. Но судна сидят на мели».
Численность работников речного порта, который уже три года работает в убыток, составляет всего около 10 человек.
«Несмотря на кризисную ситуацию, мы сохраняем зарплату работникам в размере 100 тысяч тенге. Если проблема Жайык-Каспийского канала будет решена и проблема решиться, зарплаты обязательно повысятся. Главное, мы не допускаем увольнения специалистов и снижения им зарплаты».
Добро пожаловать отсюда: угрозы экспансии российского бизнеса
В настоящее время порт выживает за счет сдачи в аренду собственных складов и бетонных открытых площадей международной компании Mammoet. То есть доходов от этого хватает лишь на покрытие заработной платы рабочих, коммунальных платежей и общих расходов.
По словам заместителя начальника управления строительства Атырауской области Айдарбека Зиноллаева, средства на решение проблемы с обмелением Жайыка будут выделяться из правительственного резерва.
«По финансированию, которое выделят из резерва, будет заключен договор с компаниями. Если работа речного порта возобновится, на этом участке планируется построить различные склады. Товар будет храниться на складе до тех пор, пока предприниматели не получат свои заказы», — сообщил чиновник.
В случае, если порт получит “второе дыхание”, руководство планирует построить склады для хранения фруктов и овощей, открыть маршрут «Атырау-Астрахань», работая тем самым в туристическом направлении. В планах также перевозка через порт рабочих с месторождения Кашаган.
Следует отметить, что перевозка грузов через порты является экономически выгодным. Например, в 2015 году порт Озен в Атырау принял мелкотоннажные грузы в рамках проекта реконструкции Атырауского НПЗ. Также он выполнял транспортные работы для компании «Тенгизшевройл», NСОС в Карабатане и проекта Атырауского ТЭЦ. Эффективность перевозки тяжелых грузов по воде означает, что на одну баржу можно погрузить до тысячи тонн грузов и привезти их быстро, в короткие сроки и по хорошей цене. А большие грузы, такие как трубы, трудно разместить в тяжелых грузовиках.
Обмеление реки влияет на рыболовство в регионе. Ведь до этого предприятия, занимающиеся рыбным хозяйством, через порт поставляли на внутренний и внешний рынок продукцию торговой марки «Сделано в Атырау». Сейчас акимат региона подготовил документ по углублению дна реки. На реализацию необходимо 16 миллиардов тенге.
По поручению президента Касым-Жомарта Токаева правительство недавно объявило, что планирует инвестировать 64 миллиарда тенге в развитие внутренних водных путей до 2030 года. Также запланирована модернизация 22 портов.
Будем надеяться, что государственные инвестиции окажут положительное влияние на будущее Атырауского речного порта, который когда-то был создан еще в 1927 году.
Переводные статьи могут не отражать позицию редакции 365info и публикуются с целью повышения информированности наших читателей