Известный аналитик Эльдар Шамсутдинов назвал снижение базовой ставки Нацбанком поспешным решением.
На своем телеграм-канале эксперт пишет:
«создавать сантимент на устойчивое и постоянное снижение ставки в условиях растущих инфляционных ожиданий — это риск.
Нацбанк объясняет третье подряд снижение ставки сокращением темпов инфляции и улучшением прогноза по годовой за 2023, 9.3/10,3%. Прогноз на 2024 и 2025 без изменений: 7.5/9.5% и 5.5/7.5% соответственно. В целом инфляция как в Казахстане, так и во всем мире снижается, либо нормализуется, в таких условиях ставки рационально снижать.
Но ряд факторов говорит о том, что
третье подряд снижение ставки возможно поспешно
Инфляционные ожидания в Казахстане не заякорены, а значит, экономические агенты ожидают дальнейший рост цен. Возможно это связано с динамикой цен на товары-маркеры. Не понятен эффект от фискальных импульсов, которые реализуются с помощью акций КМГ и пенсионных денег. Не реализовались в полной мере эффекты от увеличения цены на комуслуги и ГСМ.
Цена на нефть, как один из крупнейших источников доходов бюджета, крайне волатильная, на внешнем рынке возможны шоки. Например, сейчас Саудовскую Аравию не устраивает поведение остальных участников OPEC+ и возможно они снимут с себя добровольные обязательство по сокращению добычи. Может, непостоянность цены и объемов добычи заложены в прогнозные модели, но консенсуса внутри Казахстана нет, Нацбанк прогнозирует среднею цену на brent в 2024 $85, в то время как прогноз правительства $80, при этом темпы роста ВВП у НБ более консервативные, в отличии от правительственных.
Следующий год может выдаться очень тяжелым: доходы бюджета не выросли, а расходы быстро растут
Это значит, что дефицит бюджета, как формальный, так и теневой, будет расти, следовательно будут расти расходы на его обслуживание. Несмотря на то, что внешний контур выглядит стабилизированным, привлекать заимствования от внешних кредиторов будет сложнее, значит будет расти доля государства на кредитном рынке. Например, с учетом будущей покупки бондов «Самрука» и «Байтерека» доля Правительства и зависимых компаний в портфеле ЕНПФ может дойти до 60%. Это высокая концентрация риска, которая отразится в стоимости кредита, а так как правительственные займы это бенчмарк, то и коммерческие также будут расти в цене.
Рост правительственных заимствований также отразится на импорте, который будет расти. Правительство реализует новую индустриализацию, для которой нужен импорт оборудования, а значит импорт окажет давление на курс. Также с учетом реализации макропрудрегулирования для подталкивания БВУ к кредитованию реального сектора, импорт может существенно вырасти в объемах, который через эффект переноса влияет на инфляцию (импорт инфляции).
При дальнейшем понижении ставки привлекательность тенговых инструментов будет снижаться, а значит Нацбанку придется балансировать курс,
чтобы не допустить долларизации на рынке и роста инфляции. Поэтому принимаемы меры должны быть взвешены, любые неортодоксальные подходы к монетарной политике должны быть продуманы несколько раз».