Чего на самом деле добивались казахи, которые присоединились к восстанию Емельяна Пугачева в конце XVIII века?
Об этом, ссылаясь на исторические источники, пишет блогер Ильяс Бактыгалиев:
«Советская историография в силу идеологических соображений всегда делала наибольший акцент на теме борьбы угнетенных и угнетателей, что породило целый пласт нелепой мифологии, большая часть которой перекочевала в уже нашу современную историографию. Яркий этому пример — тема участия казахов в восстании Емельяна Пугачева.
В рамках мифа предполагается, что наш народ, угнетаемый кровавым царизмом и лишающийся ценных кочевых угодий, очень от этого устал, а потому решил поддержать восстание Пугачева. В советских учебниках это все еще сопровождалось рассказами о желании казахов в рамках великой дружбы народов помочь угнетаемым на уральских заводах русским рабочим сбросить оковы царизма. В действительности же это все полная чушь.
Кочевник XVIII века, все еще живущий в парадигме набеговой экономики, подобными категориями совсем не мыслил. Для казахов (впрочем, как и для всего костяка повстанцев) восстание было всего-навсего хорошим способом беспрепятственно совершить грабежи, успешность которых очень емко еще в XIX веке описал правовед и востоковед Иван Крафт:
Во время пугачевского бунта киргизы воспользовались паникой и беспорядками в Поволжском крае. Они пробрались до Казани и всюду, пользуясь замешательством, грабили население и увозили русских в плен целыми сотнями. В католических колониях около Саратова ими между прочим были захвачены пастырь францисканского ордена Иоган Дедукл. Из представленной в Сенат Астраханским губернатором челобитной находившихся в Хиве и Бухаре пленных усматривалось, что число проданных киргизами в рабство русских людей доходило в то время до 5 000 душ; тут были: офицеры и чиновники, волжские колонисты, поляки, крепостные и государственные крестьяне, чуваши, мордва и черемисы.
В общем, реальными итогами участия казахов в восстании Пугачева было то, что на узбекских рабовладельческих рынках появились всякие диковинки вроде угнанных поляков и францисканского пастыря, а не всякая нафталиновая чепуха про национально-освободительную борьбу от оков колониализма».