Не будь казахом, будь алшыном — такой тренд сейчас охватил соцсети. По утверждениям некоторых людей, один из ру младшего жуза является целой нацией со своей культурой, языком и стилем одежды. В связи с этим портал Stan.kz обратился к историкам, чтобы узнать их мнения по этому поводу.
Как отмечает историк Батыржан Сейдомар, родоплеменной принцип должен только укреплять казахов как нацию, а не разделять.
«Слово «жуз» впервые возникло как обозначение региона в эпоху правления Есим хана. Под правлением Тауке хана каждый жуз получил суверенитет. На западе племена «алшин» и «джетиру» разделились. Когда появились жузы, название «алшин» было устранено и разделено на Баюлы и Алимулы. Это скорее региональное разделение, а не происхождение от кого-то. В XX веке мы признали, что мы все казахи являемся одной нацией. Термин «нация» является политическим понятием, которое появилось в XIX веке.
В нашей стране «племена» (индивидуальные предприниматели) объединились, создав «племя» (товарищество с ограниченной ответственностью). Племена создавали «орду» (единство) вместе. Не существовало сахских, гуннских, тюркских или монгольских национальностей. Нашей последней объединенной ордой была казахская. Например, племя Бериш, из которого я происхожу, основало Ногайскую Орду. Сегодня существуют такие народы, как казахский, ногайский (берч), башкирский (бурзян), украинский (Буршевич), мадьярский (венгерско-береш), сербский (берш), румынский (береш)», — поделился историк Батыржан Сейдомар.
Согласно высказыванию Марата Туякбаева, известного археолога и деятеля культуры, для того чтобы считаться нацией, народ должен обладать отличительным языком, внешностью, религией, традициями и иметь свое государство.
«В Казахстане существует 45 крупных племен, в которые входят различные роды. Например, в состав большого племени, известного как Аргын, входили тарахты. У аргынов высокое уважение к ним. Дед Махамбета Утемисулы, например, был Кызылбазом. Персов-иранцев именуют кызылбасами. Казахи вели войны на протяжении долгого времени. Например, в песне о Кобылане батыре описывается сражение с кызылбасами.
Во время такой битвы он был взят в плен в V-XVI веках. Несмотря на это, он женился на казашке и стал казахом. Таким образом, сколько бы они ни изменялись, их кровь остается. Есть люди, которые утверждают, что они не казахи. Пять родов не считаются казахами. Это кожа, торе, толенгит, сунак. Также неправильно считать их отдельным народом. Для того чтобы считаться нацией, они должны иметь свой язык, внешний облик и традиции, а также свое государство.
Например, китайский народ состоит более чем из 3000 племен и называет себя Хань-Су. Они не понимают друг друга, даже если живут на юге или севере, западе или востоке. Тем не менее они считают себя одной нацией. В казахском народе 45 племен имеют более 80 символов. Кроме того, у каждого клана есть свой девиз. Если каждое племя будет продолжать выделять себя, это приведет к трайбализму. Не всем будет хорошо, если продолжать тянуть одеяло каждому в свою сторону. Род Алшин не особо известен в истории», — поделился историк Марат Туякбай.
По мнению ученого Жаксылыка Сабитова, который объединяет исторические исследования с генетикой, алчыны отличаются от казахов в хромосомном составе.
«Алшинцы не имеют никаких особых отличий от других казахов по своим аутосомам. Однако по их хромосомам они немного отличаются от казахов», — подчеркнул историк Жаксылык Сабитов.
Переводные статьи могут не отражать позицию редакции 365info и публикуются с целью повышения информированности наших читателей