Казахстан приступил к диверсификации оборонной промышленности, пишет Ibusiness.kz.
Согласно глобальному рейтингу Global Fire Power, по военной мощи Казахстан остался позади всех стран постсоветского пространства.
В ренкинге GFP 2023 года Вооруженные силы Республики Казахстан заняли лишь 63-е место. Лидируют в этом списке США. На втором месте по-прежнему находится Россия, поскольку у нее больше арсеналов и ядерных боеголовок, оставшихся еще со времен СССР.
Замыкает тройку лидеров Китай, еще один гигант, который готовится сражаться за Тайвань. После КНР идут Индия, Великобритания и Южная Корея. Все эти государства считаются державами.
А вот что касается Украины, то она опередила все страны СНГ кроме РФ, расположившись на 15-м месте.
При этом, как замечает Ibusiness.kz, страны — члены Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая была создана как альтернатива НАТО, заметно отстают. Кстати, об этом неоднократно говорил армянский премьер-министр Никол Пашинян. Он открыто заявил, российский военный блок ограничил для Армении закупку передовых западных вооружений.
Членство страны в ОДКБ создает для Еревана проблемы с закупкой военной техники из других стран. Вы думаете, что Армения не имела возможности закупать у других стран вооружение или военную технику? Имела. Эти возможности были закрыты, и это объяснялось членством Армении в ОДКБ, — сказал Пашинян в Вашингтоне.
Заявление Пашиняна шокировало страны ОДКБ. Однако в Казахстане его решили поддержать. Так, мажилисмены заявили, что Москва продавала странам Союза оружие по своей цене, ниже рыночной, взамен за отказ от западного оружия.
Однако такие связи не были подтверждены Министерством обороны РК. Но есть одно обстоятельство: оружие, приобретаемое из дальнего зарубежья, должно быть совместимо с советско-российским оружием.
По словам заместителя министра обороны Султана Камалетдинова, сегодня Казахстан приступил к диверсификации оборонно-промышленного комплекса и уделяет этому вопросу особое внимание.
«Потому что этот вопрос играет важную роль в обеспечении военной безопасности страны. В настоящее время Минобороны совместно с министерством, отвечающим за развитие оборонно-промышленного комплекса, проводит диверсификацию закупок продукции военного назначения. Требования по оперативной совместимости с ОДКБ сохраняются. При этом в ОДКБ прорабатываются вопросы сотрудничества с другими государствами, не входящими в нее», — сказал Султан Камалетдинов.
По словам замминистра обороны, Казахстан ведет переговоры в направлении закупки самых современных видов вооружения, военной техники и военных технологий даже у стран — членов НАТО. Например, они покупают военно-транспортные самолеты у испанских авиационных компаний. Ожидается, что производство дронов ANKA будет запущено в сотрудничестве с Турцией, являющейся членом НАТО, уже в следующем году.
Кроме того, беспилотные летательные аппараты закупаются в Китае и Израиле.
«В то же время сегодня у нас есть и огнестрельное оружие западных стран, в том числе США», — отметил замминистра обороны.
Председатель Ассоциации ветеранов Казахстана, военный эксперт Бакытбек Смагул обратил внимание на то, что война в Украине показала слабые места Вооруженных сил РФ.
«Стало ясно, что новейшая модель зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф», которые, как считали в Москве, полностью закроют ее небо и не пропустят пролет, на самом деле не видит целей. Международные эксперты говорят, что во время войны украинская армия выпустила не менее 5 С-400 «Триумф», сказав, что уничтожили пусковую установку. Я видел кадры. По сравнению с ними наблюдалась эффективность западных комплексов. Сегодня небо Киева защищено от ударов зенитно-ракетными комплексами, такими как американский Patriot, немецкий IRIS-T, Gepard, норвежский NASAMS, французский Crotale. Конечно, страны НАТО не передадут эти комплексы Казахстану, который является членом ОДКБ», — поделился мнением эксперт.
В нынешнем послании президент поставил задачу укрепления отечественного оборонно-промышленного комплекса.
«В любом случае шаг правильный: развертывание оригинального СБК позволяет принять эффективные меры против современных вызовов международной безопасности. Примером тому является опыт маленькой Южной Кореи: она превратилась из страны, полностью зависимой от западного оружия, в гиганта, производящего передовое современное вооружение.
Создание производственного комплекса с высокой долей местной продукции – очень важная задача для Казахстана. Как сказал президент, наша армия должна быть оснащена высокотехнологичным вооружением и военной техникой, в том числе бронетехникой, беспилотными летательными аппаратами, современным огнестрельным оружием».
При этом, как считает Бакытбек Смагул, необходимо увеличить мощности производств, осуществляющих ремонт оборудования и оказывающих поддержку отечественным предприятиям. В республике есть необходимая материально-техническая база, навыки, опыт и специалисты. Однако предприятия недостаточно финансируются, поскольку заказов от компетентных учреждений мало. К тому же иностранный экспорт по-прежнему заблокирован. В результате Казахстан задушил собственный оборонно-промышленный комплекс.
Кроме того эксперт отметил, что в Казахстане в рамках инициативы президента создается «Фонд развития оборонно-промышленного комплекса», который напрямую будет финансировать отечественные государственные предприятия. Фактически инициатива создания этого фонда была выдвинута пять лет назад. Но под предлогом того, что «вокруг нас спокойно и нет врагов извне», власти тогда проигнорировали эту инициативу депутатов и органов, курирующих оборонную сферу.
Фонд развития оборонно-промышленного комплекса должен обеспечить меры по поддержке предприятий промышленности по финансовому, информационно-консультационному, кадровому направлениям и продвижению на экспортных рынках.
«Маловероятно, что Запад предоставит высокоточные ракетные системы, комплексы и технологии Казахстану, находящемуся в объятиях Москвы. Однако Казахстан мог бы приобрести южнокорейский комплекс K239 Chunmoo, который считается азиатским аналогом Hymars. Благодаря тому, что стоимость значительно дешевле западных аналогов, именно эта корейская скорострельная реактивная система стала настоящим «хитом» на рынке вооружений. Однако неясно, насколько это вписывается в требования ОДКБ».
А вот Узбекистан заинтересован в передовых вооружениях Южной Кореи. С этой целью в августе текущего года Ташкент посетил министр обороны Ли Чон Соп.
По данным Politico, в армии Узбекистана, не входящей в ОДКБ, имеются американские самолеты С-208, легкие штурмовики А-29 Super Tucano, вертолеты UH-60 Black Hawk и другие.
Переводные статьи могут не отражать позицию редакции 365info и публикуются с целью повышения информированности наших читателей