Жизненный и профессиональный опыт бесценны. Помня об этой истине, Сырым Шарипханов вскоре после своего назначения на пост министра по чрезвычайным ситуациям встретился в Алматы с ветеранами гражданской обороны и пожарной охраны.
«Я — человек не чужой в системе гражданской защиты, знаю, как ранее проводилась работа, какие были разработаны и внедрены нормативы, НПА, соответствующие подразделения, кадры, техника, вооружение, позволяющие выполнять те задачи, которые перед МЧС поставлены. Но в тоже время, есть моменты, которые нужно дальше развивать, повышая эффективность системы гражданской защиты и в этом плане мы должны все это совместно делать», — сказал Сырым Шарипханов.
Глава МЧС отметил значимость вклада ветеранской организации в дело воспитания патриотизма у молодого поколения, вручил ведомственные награды, после чего передал слово собравшимся для того, чтобы они поделились ценными советами, предложениями, замечаниями.
Начальник Штаба гражданской обороны Амантай Молгаждаров затронул тему утверждения планов боевой готовности и гражданской обороны на мирное и военное время. Он напомнил, что в соответствии с Законом об обороне и вооруженных силах Управления и Департаменты по ЧС относятся к воинским учреждениям и соответствующие документы их нужно уточнять и утверждать два раза в год в соответствии с современными требованиями, а корректировку сил и средств для привлечения спасательных аварийно-восстановительных работ проводить ежемесячно.
«За последнее время я стал свидетелем того, что МЧС выступает только как «пожарная команда». Считаю, что нужно попытаться внести изменения в существующий Закон РК «О Гражданской защите». Сейчас там указаны полномочия основных органов управления, но не прописаны конкретные обязанности ни центральных органов, ни акимов. Надо закрепить за ними обязанности, чтобы каждый отвечал за безопасность территории и населения своего региона», — сказал Амантай Молгаждаров.
Еще один важный вопрос, на который обратил внимание Начальник Штаба ГО — отсутствие в подчинении МЧС некоторых важных объектов.
«Во-первых, подвижный узел связи до сих пор находится в ведении Министерства внутренних дел, хотя было устное распоряжение Главы государства от том, чтобы его обратно передать в МЧС. Необходимо, может, подготовить проект Постановления, чтобы вернуть не только подвижный узел связи, который в настоящее время находится в МВД, но и запасныные пункты управления в Узунагаше и Акколе, в свое время переданные Агентству аэрокосмических сил, которое как следует не использует их, и в тоже время мы не имеем возможности наладить оповещение и связь с нашими подчиненными органами», — посетовал Молгаждаров.
Народный депутат РК 12 созыва, заслуженный работник МВД ССР, начальник УГПО Жетписбай Жангалиев озвучил пожелания по реформированию сферы пожарной охраны, сформулированные по итогам консультаций с бывшими руководителями областных и региональных противопожарных управлений.
Первый и самый животрепещущий вопрос — возвращение сотрудников МЧС не просто в процесс приемки построенных объектов, а организации постоянного контроля за пожарной безопасностью объектов.
«К примеру, в городе Алматы строится обьект, возникает вопрос — опасный не опасный, какие пути выезда, проезда и так далее. Если вы уже решили в верхах вопрос о нормативно технической работе, мы хотели бы попросить о введении государственного пожарного надзора. Сейчас, к примеру, сотрудники полиции проверяют автовладельцев на дорогах — правильно, а государственный пожарный инспектор, перед тем, как проверить, должен за разрешением сходить с начала в прокуратуру, которая принимает решение по проверке обьекта: разрешать или нет. При этом, ранее, 70-80 лет работала пожарная охрана и они имели право проверять детально, контрольно, оперативно, потому что обстановка позволяет. А сейчас все частное, и работника пожарной охраны сдерживают ограничения по проверке, моратории. Хорошо, что вы уже работу ведете, чтобы вернуть контроль, но нужно закрепить больше полномочий, считаем». — обратился к министру Жетписбай Жангалиев.
Также он посетовал, что сегодня штат пресс-служб ДЧС регионов не позволяет полноценно вести разъяснительную работу, хотя подчеркнул, что даже в нынешнем составе работники пресс-центров ДЧС и МЧС работают, не покладая рук, чтобы вовремя информировать население и доносить основные правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Жангалиев предложил создать отделы по работе с пропагандой, где в штате будут и журналист, и специалист.
Следующий вопрос, озвученный Жангалиевым — необходимость реанимирования института младших инспекторов.
«Ранее в каждой пожарной части имелись по пять младших инспекторов, которые работали по жилому сектору, работали с домоуправлением, КСК, в нашем случае с высотными домами — это такое хорошее подспорье, ничего страшного, если выделить единицы по 5 человек. Президент сказал — «давайте реформировать», поэтому прошу поддержать это предложение. Сейчас у нас как работа профилактическая проводится? 3-4 офицера в частном жилом доме обследуют газплиту, пресса снимает и показывает: не нужно так делать. Я считаю, что это показуха. Гораздо эффективнее, если бы младшие инспектора, даже если нет выезда по частному сектору, на пожарной машине выезжали бы туда, изучали эту улицу, уже бы знали проезд- выезд, где гидранты. Так было раньше, пожарные знали все особенности», — сказал Жангалиев.
Данную практику, по его словам, можно было бы использовать в Госпожнадзоре Комитета противопожарной службы.
Суть предлагаемой Жангалиевым реформы — сократить количество начальников, из-за чего на практике получается, что в некоторых случаях начальник караула и инспектор друг друга не знают, нет взаимообмена информацией.
Профессор Руслан Джумагалиев сообщил, что по заданию Комитета противопожарной службы лет 7-8 занимался разработкой системы государственного камерального контроля уровня противопожарной безопасности объекта, чтобы полностью дистанционно отслеживать противопожарное состояние объекта.
«Нюанс в том, что мы можем в режиме онлайн каждую минуту не только оценить работоспособность инженерной системы обеспечения пожарной безопасности объекта, а оценить их соответствие к требованиям нормативных документов к стандартам, регламентам — не в период «от проверки до проверки через год», а постоянно. Предлагамая нами методика подразумевает минимизировать контакт инспектора с обьектом, если на обьекте все сосответствует нормам. Нашли в системе место всем — интерес уполномоченного органа, который высвободит инспекторской состав и направит его для других профилактических целей, это интересно руководителю объекта, если у них нет нарушений — к ним никто не придет, это будет интересно гражданам — все будет выходить в мобильное приложение, которое будет оценивать уровень противопожарной защиты высотных зданий. Если мы могли бы отследить систему дымоудаления в высотных зданий, то этой проблемы не возникло бы. Если заинтересует мое предложение, назначьте пожалуйста время», — сказал профессор.
Он также предложид преобразовать научно-технический совет (совещательный орган при первом руководителе) таким образом, чтобы включить в его состав руководителей общественных обьединений — пожарных ассоциаций, учебных заведений, представителей проектных институтов, представителей крупных компаний, чтобы эффективнее обсуждать и прорабатывать проблемные вопросы. Кроме того, решения уполномоченного органа в части изменения законодательных актов, разработки организационно-правовых, научно-технических актов, стандартов, СНИПов, по словам профессора, должно проходить если не научные, то хотя бы серьезные аналитические обоснования, чтобы при согласовании НПА иметь реальную, научно обоснованную картину. А приемку обьектов в эксплуатацию, по словам профессора, можно проводить удаленно, путем камерального контроля, без посещения инспектором объекта. Подробную информацию профессор пообещал предоставить министру на личном встрече.
Ветеран противопожарной службы Марат Бекенов обратил внимание министра на проблемы подготовки личного состава. Он озвучил просьбу многие ветеранов о том, чтобы в учебном центре в поселке Алатау повышали квалификацию не только пожарных и водителей, но и специалистов водолазного, высотного звеньев, а также отрядов по работе с аварийно-спасательным инструментом. Иными словам, сегодня наблюдается острейший дефицит кадров для проведения аварийно-спасательных работ, особенно в регионах.
Член совета ветеранов промышленной безопасности Вадим Оглов обратил внимание на необходимость восстановления фунцкий и численности Комитета промышленной безопасности в составе МЧС с передачей ему некоторых функций от Министерства труда и социальной защиты населения и Комитета по охране недр. Кроме того, Вадим Оглов просит незамедлительно прописать квалификационные требования для назначения на должность инспектора в Комитет промышлменной безопасности, так как из-за их отсутствия сейчас инспектором может стать любой человек, что несет большие риски.
«Инспекторскому составу нужно наладить обучение, как то нужно пробить этот вопрос, чтобы получить финансы, корпуса, где мы сможем заниматься ежедневно повышением квалификации наших специалистов. Я уже не говорю о международных собраниях, где мы как ГосГортехнадзор Казахстана перестали принимать участие. По численности у нас большой недокомплект инспекторского состава, я не говорю о нормах положенности, но хотя бы максимально приблизиться к тому, чтобы мы оперативную работу могли наладить.В подчинении у нас военизированные спасательные части, за которые нужно отвечать головой», — сказал Оглов.
Полковник внутренней службы Юрий Тимофеенко посетовал, что в Мангистауской области закрыли объектовые пожарные части, хотя, риски никуда не делись. А ведь в регионе действуют такие пожароопасные объекты, как газоперерабатывающие заводы, нефтеперекачивающие станции. Юрий Тимофеенко просит вернуть военизированную пожарную охрану, которая ежедневно бы занималась контролем и обеспечением пожарной безопасностью.
Ветеран гражданской обороны, химик Службы спасения 109 Александр Отрадный озвучил проблемные вопросы в системе радиационно-химической защиты в Алматы. По его словам, химически опасные объекты сегодня не имеют должной защиты. Также, по его словам, с органами ЧС сегодня не согласовываются инженерно-технические мероприятия, хотя, они важны, потому что соприкасаются с пожарной безопасностью. Александр Отрадный предлагает восстановить в системе гражданской обороны контроль над инженерно- техническими сооружениями через МЧС.
Ветеран Васильев предложил выявлять поджигателей с помощью дронов, которые, кстати, сейчас измеряют земли крестьянских хозяйств. Для этого, по его словам, возможно потребуется изменить некоторые положения законодательства. Кроме того, по его словам, нужно проверить промышленные предприятия на предмет безопасности и оценить риски техногенных аварий.
Другие ветераны промбезопасности согласились, что нужно применять срочные меры, чтобы навести порядок на промышленных объектах и недопускать таких ЧП, как на полуострове Бузачи в Мангистауской области, где произошел газо-водяной выброс.
Подводя итоги встречи, министр Сырым Шарипханов в первую очередь рассказал о том, что для МЧС по решению Премьер-Министра закупят 72 дрона вертолетного типа для пожарных частей в непосредственной близости к лесным массивам и 20 дронов самолетного типа в состав командно-штабной машины каждого ДЧС. Также, по словам министра, подготовка личного состава будет вестись для того, чтобы они могли эффективно использовать дроны.
«Как показала практика в Абайском пожаре, частные лица когда оказали содействие, дали несколько простых дронов стоимостью порядка 100-200 тыс тенге, наши пожарные спокойно использовали, за несколько мин подняли, провели разведку, быстро и эффективно посмотрели, где задымление и ликвидировали», — сообщил Сырым Шарипханов.
Также министр рассказал, что до назначения на пост главы МЧС и сам занимался выработкой предложений по улучшению системы гражданской защиты. Сырым Шарипханов сообщил, что планируется ввести понятие «культура безопасности». По его словам, в МЧС В приказом создана пропагандистская группа, состоящая из всех подразделениий Комитетов по одному-два человека, с сентября 30% времени специалисты должны заниматься пропагандой, не только на своем уровне, но и по вертикали.
«Мы должны зайти в школы, теперь каждая пожарная часть будет неожиданно получать информацию, по которой будет выдвигаться на пожар и отрабатывать учения на высотном обьекте. Сначала заезжает команда с громкоговорящей установкой, обьявляют жителям, что проводится учение, специальная операция по тушению условного пожара, — просим не паниковать, не мешать, все это сопровождается звуковыми командами. В Астане планирую начать с следующей недели. Работа с КСК, ОСИ, все по схеме. Пожар в Аккенте показал, что отсутствовало эффективное управление. Если мы научим, проведем работу по республике. Это первые шаги, которые будут повышать знание населения», — сказал министр.
Глава МЧС выразил уверенность, что используя потенциал ветеранов гражданской защиты и противопожарной службы ведомство с успехом преодолеет трудности и станет работать гораздо эффективнее,