Системной особенностью нашего государства является практически кровная связь государства с олигархами. Отсюда и ряд системных проблем в развитии страны.
Дословно:
«Наш бизнес, в большой своей части, является ресурсным, лоббистским, олигопольным и тесно связан с государством.
Постараюсь объяснить. К сожалению, у нас среди крупного бизнеса нет бизнеса, который бы вырос с нуля и был бы построен именно на создании какого-то уникального продукта.
Основные крупные бизнесмены сделали свои состояния на ресурсах, приватизации советского наследия или за счет государственных тендеров и государственных льготных кредитов, которые давали им существенное преимущество по сравнению с другими.
Это в принципе присуще любому развивающемуся государству и на нашем этапе развития является нормой. Но здесь есть одна важная деталь: само государство должно минимизировать развитие такого рода бизнеса, однако, у нас, к сожалению, пока что не так. При этом государство декларирует правильные вещи, которые направлены как раз на борьбу с такого рода бизнесами. Но на деле получается наоборот, так как бизнес, имея существенные связи внутри государственных структур на любом уровне, очень умело лоббирует свои интересы.
При этом лоббизм заключается в мелочах, который верхнеуровнево вы не увидите. Не считая случаев прямой заинтересованности, здесь важно понимать, что уровень подготовки специалистов бизнеса на порядок выше, чем у государственных служащих и в прямых дебатах, бизнесмен всегда докажет свою правоту в необходимости развития того или иного направления, при этом, показывая важность именно для государства. Конечно, со временем, все это обнаруживается и потом исправляется, но уже поздно, так как образуется монопольное положение.
Лоббирование интересов отдельных компаний приводит к сильному сокращению конкуренции, монополизации рынков и как следствие, сокращению развития отрасли в целом. У нас подменяется понятия отрасли и компаний, рост компании не означает роста отрасли, так как, как правило, рост таких компаний сопряжен с уходом с рынка других игроков.
Примеров перекосов таких множество:
— льготы по налогам для горнорудного сектора,
— строительство различных ТРЦ за счет дешевых государственных программ,
— утильсборы для улучшения экологии,
— развитие госуслуг через избранные банки,
— различные ограничения для потребительского кредитования,
— списание кредитов,
-раздача пенсионных денег,
— спасение банков и так далее.
Поэтому важно выстраивать механизм защиты от такого рода протекционизма для избранных компаний.
Первый принцип который должен работать в государственных программах — это равная доступность к государственным льготам и преференциям. Если нет равного доступа, то таких льгот просто не должно быть.
Например, хотим развивать определенную отрасль, а там работает только две компании, ясно, что все преференции получат эти две компании, а рынок для других в эту отрасль станет еще более закрыт. Телекомы, автопромы, строители и множество других отраслей имеют такое положение. В рамках ограниченных ресурсов, государство не может знать, какая отрасль имеет большее значение для страны и в этом плане, программы должны строиться для всех отраслей.
Второй принцип должен основываться на однонаправленности решения и стратегической задачи. Если краткосрочная задача не решает вопрос долгосрочной цели, такая задача не должна проходить.
Например, утильсбор не имеет никакого отношения к охране окружающей среды, так как он стал заградительным барьером для покупки не совсем старых автомобилей, но более экологичных, чем, совсем старые авто и увеличил стоимость внутри страны уже ввезенных авто, при этом отечественные авто дешевле не стали.
В-третьих, сами программы должны быть направлены на создание свободной конкуренции, свободы ведения бизнеса и либерализации экономики. Как говорится, животные в неволе не размножаются, так и в бизнесе, бизнес растет только если есть свобода».
Подводя итоги этим размышлениям, Кусаинов резюмирует: «Бизнесмены всегда ищут варианты заработать легкие деньги, поэтому лоббизм, создание картелей, монополии являются нормальным вариантом развития для бизнеса, другое дело, что государство должно ограничивать данные действия и направлять бизнесменов в русло создания добавленной стоимости путем создания соответствующих условий».